Стань кем ты можешь стать

Аудитории Ф. Кондрашева представляла В. А. КратасюкФедор КОНДРАШОВ — 27 лет. Родился в Пущино. Из династии ученых. С детства сидел в лаборатории отца, вырос в научной среде. Все свои статьи в Nature опубликовал совместно с отцом, биологом Алексеем Кондрашовым, а недавно «коллаборировал» (любимое словечко)— с бабушкой, нашлась интересная совместная тема. «Своя область науки — эволюционная геномика — нравится именно тем, что позволяет вмещать всё: и физику, и информатику, и медицину. Доходит до казусов: друзья из Израиля попросили прочесть курс по экологической геномике. Сказал, что ничего об этом не знает. В ответ получает: «Как классно, что ты у нас это прочтешь!» Пришлось погрузиться в проблему и подготовить цикл лекций. Читал лекции также в Германии, Англии, Канаде, на Тайване.

В науке интересует не столько карьера, сколько удовлетворение любопытства. Считает, что видеть смысл жизни в познании свойственно именно русским ученым (на западе это скорее профессия, способ зарабатывания денег). Называет себя космополитом — одинаково комфортно чувствует себя в любой стране и хотел бы узнать как можно больше культур. В Америке живет с 11 лет, но по-русски говорит очень хорошо, без акцента и с массой разговорных словечек («чесать репу», «зашиваться»), поскольку целенаправленно, усилием воли сохранял двуязычие. В 15 лет даже организовал летний лагерь для себя и близких друзей, где лекции читались только по-русски русскими учеными (чтобы усвоить русские аналоги научной терминологии). Американского гражданства принципиально не получал — имеет русский паспорт.

В Красноярск приезжает с 2005 года — работает в Краевой летней школе, что ему очень нравится. Здесь же встретил свою любимую девушку.

На прошлой неделе в СФУ прочел первую из своих четырех заявленных лекций Федор Кондрашов — аспирант университета Калифорнии, самый рейтинговый молодой русский ученый, имеющий в свои неполные 30 лет 3 публикации в «Nature» и 2 в «Nature Genetics». Он аспирант, а не профессор, похоже, лишь потому, что это дает больше степеней свободы. Был бы профессором — пришлось бы сидеть в своем университете, а так можно «мотаться по миру», в том числе и в любезную отчизну.

В первой лекции (в отличие от следующих, которые будут посвящены эволюционной геномике) Федор рассказывал об американской системе образования — он прошел все ее ступени и считает как нельзя лучше подходящей для всестороннего развития личности. (Между прочим, если Федор Кондрашов — ее типичный продукт, то высшей рекомендации и не требуется).

Вот как выглядит образование в Америке — с иллюстрациями из личного опыта Федора. Среднее образование включает 12 классов и длится до 18 лет. С 1 по 5 класс дети учатся, скорее, набору общений: не сидят за партами, рисуют фломастерами и изучают родной английский. В 6-8 классе принимаются за начальные основы: узнают, что 2+2 = 4. А вот в 9-12 классах уже считается, что ребенок достаточно сознателен и может выбирать, что ему нужно. Здесь, кроме основных блоков (английский, математика, естественные науки, искусство), предлагается набор курсов на любой вкус (например, изучение дизельных двигателей или высшая математика), в зависимости от того, хорошая ли это школа. Некоторые курсы настолько продвинуты, что их могут засчитать в университете как пройденные.

Следующая ступень — высшая школа. Она представлена учебными заведениями трех типов: community college — аналог ПТУ; государственные колледжи и университеты городов и штатов; частные и государственные университеты высшей категории. (А вот университетов федерального уровня в Штатах нет.) Везде учатся 4 года и получают степень бакалавров. Для продолжения образования при тех же университетах существует магистратура, аспирантура и система профессионального образования, после окончания которых получают степень магистра или доктора философии (PhD) — высшую в англосаксонском мире ученую степень. В рамках системы профессионального образования можно ещё получить медицинскую степень, юридическую степень и степень «менеджера», которые являются эквивалентами PhD.

Поступление в университет отлично от российского. Учитываются оценки в школе, результаты госэкзаменов, но гораздо важнее вступительное эссе и описание внешней деятельности (например то, что ты работал в скорой помощи, т.е. проявлял себя как личность), поскольку все без исключения университеты заинтересованы в поступлении талантливых и разносторонних молодых людей. Имеют значение также рекомендательные письма и, если требуется, — ознакомительное интервью. По крайней мере Федора, не закончившего школу и имевшего плохие оценки, взяли именно после личного знакомства с ним. («Со мной беседовала 80-летняя леди, родившаяся в Архангельске, а я собирался стать художником и притащил свои холсты с северными пейзажами, так что мы с ней очень друг к другу расположились».)

Высшее образование в Америке супер популярно, потому что уровень жизни напрямую зависит от его наличия. Годовой доход низшего класса (людей без образования) — 15 тысяч долларов и меньше, у людей со средним и неоконченным высшим — от 15 до 32 тыс., у низшего среднего класса — 32-60 тыс., у высшего среднего — свыше 60-ти тысяч. Поэтому 55% выпускников школ поступают в университеты, рассылая заявки по крайней мере в сотню из них (больше осилить трудно — заявки платные); зачисляют же около 10% претендентов, т.е. вполне реально не попасть туда, куда хочешь.

Образование дорого, и его стоимость постоянно растет. За последние 20 лет она выросла ровно в 3 раза и сегодня составляет около 10 тыс. в год в государственных университетах и около 30 — в частных (в Нью-Йорке — 50 тыс.). Деньги на образование дают займы, и Федор говорит, что еще лет 15 будет платить за то образование, которое получил.

При этом доход со студентов составляет в среднем лишь 20% бюджета американских вузов. Основной доход дает так называемый эндаумент — то, чего пока не знает российская система. Это вложения, которые делает каждый университет со времени своего основания. У старейших заведений — таких, как Гарвард — эндаумент вырос до гигантских сумм (30 млрд.), проценты с которых могут составлять треть бюджета.

Если обратиться от финансов к содержанию образования, то в Америке мы увидим ту самую модель, которую сейчас предложило руководство СФУ (и которая вызвала бурное неприятие на наших факультетах). Студент Америки поступает не на специальность, а подает заявку «в весь университет сразу». Два года он учится, осваивая так называемое «ядро» образования (включающее курсы по математике, истории, искусству), а потом выбирает специализацию и обучается по индивидуальной программе.

Первые две недели до начала занятий считаются чуть ли не самым главным событием первого курса. В это время запускают мозги студента и зажигают дух студенчества. Молодых людей готовят к самостоятельной жизни в рамках интеллектуальных структур. Потом еще в течение всего года старшекурсники курируют новичков и очень переживают, если курс тормозит, его плохо «завели» и проч.

И здесь мы подходим к самому главному в американской системе, что, по мнению Федора, радикально и выгодно ее отличает. Это философия образования, т.е. то, для чего человек учится. На первом месте в американских колледжах стоит, например, задача: «научить вас говорить и писать уверенно, кратко и доступно». Гарвардский университет видит свою миссию в том, чтобы студенты научились испытывать «уважение к свободному выражению идей, восторг перед исследованиями…» Образование существует для развития индивидуальности каждого, для становления разных систем мышления. Все учебные заведения Америки, включая военные, ставят целью удовлетворить запросы личности, о чем красноречиво говорит девиз: «Be all you can be», принятый в армии.

Если вы сравните это с миссией, которую прописал себе СФУ, то обнаружите — «удовлетворение потребностей края, региона и России в квалифицированных кадрах…» и прочие цели, которые довольно далеки от понимания студентов. В Америке именно обучающийся определяет, что ему нужно получить в университете. Может быть, он хочет в будущем уехать в Африку и обучать тамошних детишек основам агрономии — и тогда наберет себе предметы по африканской магии, сельскому хозяйству, педагогике и нигерийскому языку. Вот как выглядели курсы, которые прошел сам Федор, будучи студентом в Симонс Рок Колледже. Второй семестр 1-го курса: живопись, клеточная биология, история послереволюционной России, охрана окружающей среды. Второй семестр 3-го курса: линейная алгебра, органическая химия, беспозвоночные, теория перевода (оказавшаяся для Федора самым интересным и нужным курсом за все время обучения) и «роли, голоса и интернализация» — своего рода курс театрального мастерства, в рамках которого студенты осуществляли постановку пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Валентина ЕФАНОВА

В общем, да простится категоричность этого заявления, — вы многое потеряли, если не были на лекции Федора Кондрашова. Не потеряйте еще больше — и приходите на лекцию по эволюционной геномике сегодня, 22 февраля, в 18-00, Свободный, 79, ауд. БХА.