ЖИВИ. ИГРАЙ. УЧИСЬ!

Образовательное пространство студентов СФУ стремительно меняется. По каким сценариям будет строиться образовательный процесс, как в нём работать и каких целей возможно достичь? Вопросы, волнующие каждого, обсуждались на традиционной игре психолого-педагогического факультета.

«Освоение образовательного пространства» — именно так называлась организационно-деятельностная игра (ОДИ), проходившая на территории санатория «Скиф» 9-11 марта. Участниками игры стали первокурсники и преподаватели ППФ ИЕиГН СФУ, а также впервые (!) студенты Политехнического института. Что нового открыли для себя «игроки» и как они планируют использовать эти открытия на практике?

Что такое игра

Специалисты называют организационно-деятельностные игры (ОДИ) главным чудом ППФ. ОДИ — это инновационная образовательная форма, которая основана на работе в группах, моделировании ситуаций и создании собственных проектов. В процессе игры студенты учатся выстраивать новые схемы мышления, разрабатывать эффективные алгоритмы решения задач и применять их в освоении новых жизненных пространств. А именно это и является главной задачей классического гуманитарного образования.

Видеть суть. Игра началась «Экспедицией в образовательное пространство». Это увлекательное путешествие состояло из 8 позиций под условными названиями: «захват и присвоение», «исследование», «испытание себя», «любопытство», «авось что-то новенькое», «поиск подобного», «знает зачем», «место для жизни». Участники работали в группах, предлагали идеи и постепенно приходили к мысли: настоящий образовательный процесс — это постоянное развитие, которое продолжается в течение всей жизни.

Понимать главное. Второй день стал своеобразным переходным этапом. Участники анализировали полученный опыт, выделяли главное и пытались применить это на деле — в разработке возможных сценариев освоения образовательного пространства.

Создавать новое. Завершением игры стали итоговые доклады групп. Результаты работы были разными: от индивидуальных схем поведения в образовательном процессе до реальных проектов. Две проектные модели были представлены в виде студенческих организаций. Первый проект, под девизом «Вместе — продуктивнее», поставил перед собой задачу совместного образования студентов. Второй был нацелен на защиту образовательных интересов студентов посредством модернизации рейтинговой системы оценки успеваемости.

Сегодня участники ОДИ-2007 говорят, что игра закончилась для них только формально, физически. На самом деле, то пространство мысли и самореализации, которое увидели перед собой «игроки», будет осваиваться ещё очень долго. И кто знает, может, открытые сегодня перспективы станут для кого-то реальными свершениями?

А. Морева, М. Дюндик,
2 курс ППФ

Из откликов

«Будущие социальные педагоги извлекли из игры еще и конкретную пользу — подготовились к летней практике в детских оздоровительных лагерях, освоили роли тьюторов и вожатых... Мы, конечно, заранее предполагали, что придется много работать, но никто даже не подозревал, что это будет так весело и увлекательно — вырезание из бумаги различных букв для оформления, превращение воздушных шариков в очаровательные мордочки, игры на знакомство, сплочение коллектива и многое-многое другое!.. Особым таинством завершался каждый вечер — при свете зажженной свечи, в тесном кругу проходила рефлексия и подведение итогов дня... Мы, кстати, сотворили свою стенгазету, в которой запечатлели самые важные и веселые моменты нашей деятельности...»

«Тема для ОДИ была выбрана отличная! Образование — неотъемлемая часть нашей жизни. Учимся мы или работаем, но если мы не умеем отвечать на вопрос «зачем?», то есть риск упустить предложенные ресурсы, и потом нам придется платить за их приобретение. Понимание своих «могу» и «не могу» способствует продуктивному развитию личностных и профессиональных качеств. А на игре это было сделано, что важно, — вовремя!»