Прояснение затмения

Обычно прибор накрывают полотенцем, но тут под руку подвернулась табличка СФУ…

Бурно развивающийся Сибирский федеральный университет заявил себя этим летом и на астрофизическом поприще, отправив первую астрономическую экспедицию в Новосибирск с целью наблюдения солнечного затмения. Экспедиция привезла с собой интересные данные, свежие впечатления и в деле испытала новое оборудование. Наш корреспондент беседует с Захаром Власовым, преподавателем кафедры теоретической физики Института инженерной физики и радиоэлектроники (ИИФиРЭ).

— Как возникла идея — ехать в Новосибирск смотреть затмение?

— Идея возникла на нашей кафедре ещё в начале весны. Летом уже сформировалась инициативная группа, и поскольку университет изъявил готовность профинансировать нашу экспедицию, то мы, естественно, этой возможностью воспользовались.

Коллеги из Новосибирского Академгородка предоставили нам пустующую дачу, на которой разместилось оборудование и часть наших. Остальные жили в палатках.

— В Новосибирске вы обкатывали новое оборудование...

— Да, одна из целей экспедиции была как раз проверка работоспособности недавно полученного оборудования — это и солнечный телескоп, и экспедиционные телескопы, средства навигации и автономного питания оборудования. Мы отработали приёмы, саму технологию съёмки солнечных затмений, единственная проблема была с цифровыми камерами. ПЗС-матрицы, установленные у нас в обсерватории, предназначены для тусклых объектов — галактик, туманностей, то есть для Солнца они слишком чувствительны. Даже при съёмке через фильтр возникают проблемы. Везти с собой туда очень мощную и очень чувствительную астрофизическую матрицу не имело никакого смысла. Для съемки солнечного затмения в полевых условиях идеально подходят цифровые зеркальные фотоаппараты, которых у нас не оказалось. Пришлось воспользоваться своими фотоаппаратами, поэтому часть данных получена на обычные плёночные камеры. Возникла необходимость сканировать эти снимки и т.д. Благодаря экспедиции у нас сформировался конкретный список недостающего оборудования, которое следует докупить.

— Что именно наблюдали? Корону?

— Да, проводилось исследование короны, сейчас обрабатываем данные и готовим научный отчёт, но могу немножко приоткрыть завесу: мы обнаружили достаточно интересную и несколько необычную активность Солнца. Сейчас, вообще, минимум солнечной активности, когда нет солнечных пятен. Однако еще во время дозатменных наблюдений нами было обнаружено 3 протуберанца (что достаточно много для «спокойного» Солнца), один из которых имел несколько нехарактерную структуру. Думаю, в скором времени полученные научные результаты будут опубликованы, а материалы экспедиции будут активно использоваться в образовательном процессе.

В экспедиции участвовали 3 сотрудника красноярского МЧС, от СФУ — 4 преподавателя, 1 аспирант.

— А если говорить об астрономической значимости этого затмения?

— Любое полное солнечное затмение весьма значимо, т.к. позволяет исследовать внешние слои Солнца без использования специального оборудования. Это затмение было очень удобно для наблюдения, поскольку полоса полного затмения проходила через крупный город с международным аэропортом. Естественно, событие приковало к себе внимание и прессы, и научного мира. В Новосибирск приехало много иностранных экспедиций, и был организован ряд наблюдательных площадок с телескопами для всех желающих.

— Затмение было полным, кольцевым или частным?

— Полное затмение. Длилось оно чуть больше двух минут. Следующее полное солнечное затмение будет в 2009 году 22 июля в Китае. Его продолжительность составит почти 6 минут.

— Планируете поехать в Китай?

— Мы уже начинаем набрасывать научную программу экспедиции, единственный вопрос в финансировании. Если руководство СФУ поддержит, то мы, безусловно, готовы поехать.

— А в Красноярске как часто можно наблюдать полное затмение? У нас всех на памяти последнее затмение в городе весной 2006 года, но оно не было полным, да и для многих оказалось скрыто облаками.

— Вообще, солнечные затмения происходят достаточно часто. Но полное затмение в какой-то определённой части Земли — редкое событие, происходящее раз в 200-300 лет. Красноярск попал в полосу полного солнечного затмения в конце XIX века. Русским физико-химическим обществом тогда была организована экспедиция, в ней принимал участие изобретатель радио Александр Попов. По моим данным, следующее полное затмение в Красноярске случится в 2130-х годах.

— Каковы перспективы обсерватории?

— Хотелось бы открыть специальность «Астрофизика», где студенты могли бы получить углублённое специализированное образование в этом направлении. Да и в рамках курса «Концепции современного естествознания» хотелось бы дать студентам гуманитарных специальностей полноценное понимание процессов, происходящих во Вселенной. Или подобно практике западных вузов, создать отдельный спецкурс по выбору для учащихся любых специальностей, желающих расширить свои представления об астрономии и астрофизике. После ремонта будет запущен класс астрофизики с возможностью удалённого доступа к телескопу, начнем привлекать к работе на телескопе студентов. Планируем экскурсии и лекции для школьников и учащихся среднеспециальных образовательных учреждений. Уточняется список задач для полноценной исследовательской работы.

Полное солнечное затмение 1 августа 2008 года: начало — 16:40, середина затмения —17:44, конец — 18:44; продолжительность полной фазы 2,38 минуты.

— Когда запускали на орбиту Хаббловский телескоп, некоторые астрофизики заявили, что теперь эра земных телескопов завершена — искажение и ослабление атмосферой звёздного неба делает орбитальные телескопы универсальными аппаратами будущего. Дескать, гораздо проще вывести один телескоп на орбиту, чем те же деньги тратить на пять, десять наземных. Насколько в связи с этим заявлением актуален установленный в СФУ телескоп?

— Всё зависит от поставленных задач. Да, Хаббл может получить прекрасные высокодетализованные и красочные изображения удалённых небесных объектов. Он не имеет себе в этом конкурентов. Но вместе с тем возможности компьютерной обработки сигнала за эти годы значительно выросли, все шумы (атмосферные, температурные) исключаются, на земных телескопах получается весьма хорошая картина. Кроме того, наша атмосфера прозрачна в широком диапазоне длин волн, поэтому, например, радиотелескопы вообще нет нужды выводить на орбиту. В принципе, есть очень широкий круг исследовательских задач, которые можно решать и без привлечения Хаббла, на телескопах, подобных нашему — наблюдение переменных, вспышек сверхновых звёзд, покрытий звезд астероидами, малых тел Солнечной системы и т.п. Так что у нашего оборудования неплохой задел и, надеюсь, светлое будущее.

Александр ЛЕШОК