Сегодня – в магистры,
а завтра – в министры?

В этом году набор в магистратуру СФУ превзошел все ожидания – поступило 529 человек, хотя изначально на бюджетной основе планировалось набрать 392 магистранта. Для сравнения: в прошлом году было принято всего 202 человека.

Практически все, кто нынче поступил в магистратуру, будут учиться бесплатно и получать повышенную, в сравнении с обычными студентами, стипендию (сумма будет уточнена на ученом совете СФУ 29 сентября). В текущем году в магистратуру на бесплатной основе мог поступить и бакалавр, и дипломированный специалист. Со следующего года такая возможность останется только у бакалавров. В соответствии с Федеральным законом, вступившим в силу 27 октября
2007 г., получение с 1 сентября 2009 г. образования по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалитета, рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
Почему сегодня Россия так остро нуждается в магистрах, какие преимущества имеет двухуровневая система образования? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает проректор по магистратуре СФУ профессор С.А. Подлесный.

– Сергей Антонович, у многих наших соотечественников слово «магистр» ассоциируется исключительно с чем-то англо-американским…

– Действительно, не все абитуриенты, родители и даже студенты, понимают, что значит бакалавр и магистр, а слово «магистр», например, в переводе на русский язык означает просто«мастер своего дела». Причин ввода в России уровневого высшего профессионального образования несколько. Первая – знания обновляются очень быстро, усложняется техника и технологии, и чтобы их развивать, нужны более подготовленные люди, которые бы уже на студенческой скамье занимались серьезными научными исследованиями и выполнением проектов. Не секрет, что в рамках прежних образовательных программ многие студенты вообще не занимались научно-исследовательской работой. К тому же, готовить в большом объеме «узких» специалистов экономически нецелесообразно. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре, на производстве или в системе дополнительного профессионального образования – вполне оправдано и соответствует требованиям рынка труда. Тем более что при действующей системе подготовки дипломированных специалистов, как заявляют работодатели, до 50% выпускников сразу направляются на повышение квалификации. Вторая причина связана с подписанием Россией Болонской декларации, идея которой – создание единого европейского образовательного пространства. Нам нельзя оставаться в стороне от этого процесса, поскольку сама экономика, производство становятся глобальными. Третья – эта система образования более гибкая, она позволяет человеку, соизмеряя свои возможности с реальностью, продвигаться дальше. Обучение в магистратуре направлено на подготовку специалистов, способных решать наиболее сложные профессиональные задачи, заниматься проектной инженерией.

Если определить кратко, то бакалавр – это человек, который, проучившись четыре года, получает полноценное высшее образование – фундаментальную подготовку, позволяющую ему выполнять практические задачи, а магистр (срок обучения после бакалавриата – два года) может сам формулировать задачи и определять стратегию.

Программой развития СФУ предусмотрено, что к 2010 году 70% вновь принятых студентов будут проходить обучение по программам бакалавриата, а 20% – по магистерским. Необходимо учесть, что подготовка бакалавров Минобрнауки России зафиксирована как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ.

Формирование конкурентоспособных программ подготовки бакалавров и магистров с учетом мирового опыта рассматривается в качестве важнейшей задачи федеральных университетов.

– Какие лицензированные направления подготовки магистров есть в СФУ?

– В первую очередь, это направления, ориентированные на потребности ключевых технологических кластеров: горно-добывающего и металлургического, топливно-энергетического (включает в себя нефтегазовый, угольный, энергетический), информационно-коммуникационных технологий в аэрокосмической промышленности. Эти кластеры требуют подготовки специалистов разного профиля. В этом году набор в СФУ осуществлялся по 22 направлениям магистерской подготовки, в рамках которых более 80 программ.

В ближайших планах – лицензирование новых направлений: теплоэнергетика, технологические машины и оборудование, технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств, геология и разведка полезных ископаемых, а также горное дело, нанотехнология, инноватика, геология нефти и газа и др.

Следует отметить, что в настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности.

– Какие магистерские программы в этом году пользовались особой популярностью?

– Наибольшее число магистрантов зачислены на направления: экономика и управление, естественные науки, физико-математические науки, информатика и вычислительная техника.

– По некоторым магистерским программам сейчас обучаются слишком мало студентов, а ведь их обслуживает целый штат титулованных педагогов…

– В этом году минимальное число студентов принято на направление «Техническая физика» – всего 4 человека. Понятно, что экономически это не выгодно. Одна из причин такой ситуации – слабая работа соответствующих выпускающих кафедр со студентами. Вместе с тем следует иметь в виду, что магистранты значительное время заняты индивидуальной научно-исследовательской и проектной работой, а ряд магистерских образовательных программ имеют общие унифицированные лекционные курсы, кроме того в образовательном стандарте уровень свободы в программах магистра составляет около 70 % всего объема подготовки.

– В университете сейчас формируется научно-образовательный комплекс инновационного типа, который объединит и наших стратегических партнеров. Что уже сделано в этом направлении?

– Прежде всего, можно отметить отличные научно-учебные лаборатории, созданные в Институте цветных металлов и материаловедения, которым руководит доктор химических наук, профессор Виктор Михайлович Денисов. Уникальное оборудование позволяет проводить исследования и обучаться на самом высоком уровне. Большие возможности для научной работы есть в Институте космических и информационных технологий (руководитель – доктор технических наук, профессор Геннадий Михайлович Цибульский). Здесь установлен суперкомпьютер, используются новейшие программные средства. Хорошо оснащенные лаборатории есть в Политехническом институте (директор – доктор технических наук, профессор В.Н. Тимофеев), в Институте инженерной физики и радиоэлектроники (директор – доктор физико-математических наук Г.С. Патрин) и ряде других. Кстати, совместно с академическими институтами, в том числе Институтом проблем информатики РАН (Москва), Институтом проблем управления РАН (Москва), Институтом вычислительного моделирования СОРАН наш университет создал ведущий научно-образовательный центр, цель которого – готовить магистров по приоритетным направлениям в области информатики и управления. Так что стараемся создать наилучшие условия для учебы и научных исследований и привлечь ведущие научные силы страны.

– Каковы перспективы развития магистратуры в СФУ?

– В настоящее время завершается разработка целевой программы развития магистратуры в СФУ на период до 2010 года. Разработка такого документа говорит о приоритетности этого направления и особом внимании к нему. Предстоит решить множество нетривиальных задач: разработать учебные планы и программы совместно с работодателями, развить систему качества СФУ, реализовать инновационные образовательные технологии и многое другое. Ожидаемые результаты реализации Программы – значительное (в несколько раз!) увеличение в ключевых кластерах, на предприятиях, в организациях, в вузах и НИИ доли конкурентоспособных магистров, способных резко увеличить использование новых технологий и выпуск наукоемкой продукции, что особенно важно для Сибири. Это связано с тем, что экономика Сибири в силу высоких транспортных издержек может эффективно развиваться только при использовании наукоемких технологий.

Вера КИРИЧЕНКО

В продолжение темы читайте рубрику «чЕ/Астное мнение»