Хочешь летать – научись высоко прыгать

Уставшее от бесцельного существования прогрессивное человечество XXI века решило кардинально поменять не просто деятельность, но своё к ней отношение. Если раньше человеку, участвующему в общественной или производственной жизни, было достаточно уметь планировать свою работу, то теперь ему нужно учиться её проектировать. Разница в том, что проект – это фиксированное во времени и пространстве усилие, приводящее к конкретным, ощутимым результатам. Тут тебе и планирование, и прогнозирование, и целеполагание, и много чего ещё. Процесс сложный, но эффективный, дающий к тому же наглядное представление о замысле проектировщика, его целях и задачах.

Все сферы общества сегодня пытаются перейти на проектный режим, собственно и сам проектный способ применим ко всем аспектам социальной действительности. Используют ли его для упорядочивания собственной жизни или же для регуляции каких-либо процессов – везде проектный подход может оказаться уместен. Поэтому, если и должен университет акцентировать внимание на развитии у студентов тех или иных способностей, то, несомненно, одной из них должна быть способность мыслить проектно. Активные действия в этом направлении на прошедших выходных предприняло Управление по воспитательной работе и молодёжной политике СФУ, организовав специальную выездную «Школу актива» по социальному проектированию.

С 3 по 5 октября наиболее перспективные представители различных организаций и институтов нашего университета общим числом около 65 человек обосновались на базе отдыха «КрасЭйр». В интенсивном режиме они знакомились с технологией написания социальных проектов. Поясним читателям, что в отличие от проектов вообще, социальные проекты направлены на решение конкретных проблем общественной жизни, имеют четкую структуру, широко известны в мировой практике. Например, благодаря конкурсу «100 классных проектов» с этой технологией сегодня знакомы тысячи школьников по всей России. Так что уж студентам знать её и владеть ей просто необходимо.

Дмитрий Александрович Трапезников, главный специалист Центра молодёжных инициатив «Свободное время», эксперт по социальному проектированию:

– Школа актива – это один из этапов большой образовательной программы для студентов. Задача школы – дать студентам действенный инструмент для дальнейшего взаимодействия с администрацией вуза или спонсорами. На сегодняшний день сотрудничество студенческого актива с руководством университета зачастую сходит на нет только потому, что студенты не в состоянии представить свою идею в форме проекта, чего от них всё время добивается администрация. Мы хотим устранить этот барьер.

Если вы думаете, что речь идёт о «зелёных» первокурсниках, то вы ошибаетесь – на Школе их было всего двое. Основные участники – студенты старших курсов и аспиранты, перспективные в том смысле, что они могут стать основной силой для организации студенческой проектной деятельности в нашем университете. А если удастся и вторая задумка организаторов, связанная с появлением междисциплинарных проектных групп, то в скором
будущем нас ожидают крупные общеуниверситетские идеи и разработки непосредственно от студентов.

Татьяна Разваляева, строительный факультет, и Ирина Рыбникова, гуманитарный факультет:

– На этой Школе мы никого не знали, но уже в первый день у нас сформировалась смешанная проектная группа. Мы разработали акцию против хмурых будней и депрессивных настроений под названием «Город улыбок». Смысл в том, чтобы скрытой камерой фотографировать естественную реакцию людей на какую-нибудь смешную ситуацию. Мы хотим, чтобы студенты больше улыбались и меньше грустили.

В ходе трехдневного интенсива начинающие проектировщики погрузились в решение насущных проблем молодёжи. Они объединились в восемь смешанных групп, чтобы разработать проект в одной из пяти предложенных номинаций: «Семья, дети, будущее», «Техническое творчество», «Международное сотрудничество», «Мой Красноярск», «Мой университет». Некоторые участники Школы далеко не новички в проектной деятельности, но и они в процессе работы смогли сделать для себя важные открытия.

Стас Белецкий, аспирант второго года обучения, ИФиЯК:

– На Школе наша команда представляет проект «Евразийский молодёжный форум», который зародился на «Бирюсе» и который сейчас мы активно дорабатываем (подробно о проекте – см. в сегодняшнем выпуске газеты, с. 6). Проект уже получил поддержку в лице директора ИФиЯК Л.В. Куликовой и сейчас участвует в краевом грантовом конкурсе «Социальное партнёрство во имя развития». Находясь на программе, мы смогли увидеть ряд существенных пробелов в проекте. Уверены, что жаркие дискуссии, которые вызвала его презентация, помогут нам улучшить проект и привлечь новых единомышленников из других институтов.

Добавим, что это уже вторая «Школа актива» в этом году, организованная Управлением по воспитательной работе и молодёжной политике СФУ. Первая была посвящена командообразованию и прошла в июне. Следующая Школа запланирована на начало ноября. Участники пройдут обучение по привлечению спонсоров к своему проекту.

Кирилл АРСЕНЬЕВ