Вузы, повышайте качество!
В двух томах материалов конференции опубликовано 190 докладов

На базе ПИ СФУ 10 октября прошла Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием «Повышение качества высшего профессионального образования».


В числе её организаторов Министерство образования и науки РФ, администрация Красноярского края, Сибирский федеральный университет, совет ректоров вузов Красноярского региона. Участники поставили перед собой цель – обобщить опыт отечественных и зарубежных вузов, выработать рекомендации по совершенствованию содержания образования и повышению качества подготовки выпускников. Обсуждались самые животрепещущие вопросы: какие специалисты будут нужны в инновационной России, как добиться качества знаний?

Впервые на подобную конференцию были приглашены представители промышленности. Они высказали свою точку зрения на качество образования и на дальнейшее взаимодействие с высшей школой. К примеру, гендиректор ОАО «Конструкторское бюро «Искра» Я.Л. Лисовский указал на недостаточный уровень подготовки выпускников вузов по русскому языку, делопроизводству, экономике, подчеркнув, что зачастую молодые специалисты не могут даже правильно составить бизнес-план, и предприятию приходится их доучивать уже в процессе работы, а это дополнительные расходы. Высказано пожелание, чтобы студенты третьего-четвертого курсов большую часть времени проводили на предприятиях, участвовали в реальных проектах. На конференции выступил и председатель Союза промышленников и предпринимателей края М.Г. Васильев (одновременно он возглавляет комитет по экономической политике Законодательного собрания края). Михаил Геннадьевич отметил, что ещё не все работодатели понимают, как относиться к бакалаврам и магистрам, принесут ли они пользу предприятию?

Особенно сильное впечатление на участников конференции произвел доклад д.т.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ, главного научного сотрудника Института проблем информатики РАН К.К. Колина (Москва). Именно он предложил ввести в СФУ ряд курсов, способствующих повышению качества высшего образования.

«Мы все немного из прошлого…»

Уже более года СФУ сотрудничает с Институтом проблем информатики РАН и ещё с несколькими авторитетными научными организациями. На основе взаимовыгодного партнерства в университете создан ведущий научно-образовательный центр «Информатика, информационные технологии и управление». Он ориентирован на подготовку магистров, аспирантов, докторантов. Один из проектов центра – подготовка школьных учителей-магистров.

«Лучшее школьное образование у нас было в 50-е годы», – это утверждение Константин Константинович Колин проиллюстрировал на собственном примере. Он вспомнил, что когда учился в районной школе, многие педагоги имели университетский диплом. Учитель русского языка могла свободно вести и французский, а математику вел преподаватель кораблестроительного вуза. В современной школе – другая ситуация.
– Константин Константинович, сегодня в стране выбран курс на инновации, но есть ли у нас интеллектуальные ресурсы для практического решения этой задачи?

– Известная китайская поговорка «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» пришлась на нашу с вами долю. Я глубоко убежден, что нужна модернизация образования и даже его реформирование по следующим соображениям: образование сейчас отстает от новых реалий. Мир стремительно меняется, и проблема человека в изменяющемся мире становится ключевой. И дальше будут превалировать изменения, а не постоянство. Не нужно ждать, что через какое-то время все успокоится. Сегодня год идет за три, а в области информационных технологий и того стремительней – за пять! Приведу такой пример: в 2001 г. в стране было всего два миллиона мобильных телефонов. Специалисты прогнозировали, что к 2010 году их будет примерно 15 млн, однако на середину этого года сотовых телефонов насчитывается уже 182 миллиона! Что происходит? Оказывается наряду с глобализацией и информатизацией у нас идет ещё и третья научно-технологическая революция, которую почему-то еще очень мало обсуждают. Стартом для неё стали нано- и биотехнологии. Чтобы состоялся научно-технический прорыв, нужно просвещать общество. В Москве, например, сотрудники химического факультета МГУ издали книгу «Азбука нанотехнологий» – разошлась она мгновенно. Я, может быть, покажусь брюзгой, но посмотрите передачи нашего телевидения. Говорят о чем угодно: выходит Пугачева за Галкина или не выходит? Каков курс доллара? И т.п. Кто-нибудь программу нанотехнологий обсуждал? А ведь её пять лет «пробивал» нобелевский лауреат Ж.И. Алфёров, и она принята в стране! Или ещё пример: 8 февраля этого года В.В. Путин подписал судьбоносный документ «Стратегия развития информационного общества в России». Не декларация, не призыв, а документ с конкретными сроками: что будет сделано к 2010 году, а что к 2015-му… Для России это – социальная революция! Кто-нибудь обсуждал данную стратегию? Кто из вузовских преподавателей читал упомянутый документ? Проблема не в деньгах, не в технологиях, а в нашей ментальности. Есть, конечно, и некоторое оправдание – мы все немножко из прошлого... Помню, пишем мы с коллегой книгу, а ему срочно, на полтора месяца, нужно уехать в Австралию. Я ему говорю: «Ну вот, вернетесь, продолжим», а он мне в ответ: «Что значит – вернусь? Какая разница – на соседней я улице или в Мельбурне?». И действительно, думаю, какая разница?.. И это я – человек, профессионально занимающийся вопросами информатики 50 лет, а что уж тут говорить о других?..
– Выходит, все дело в человеческой психике, в нашей ориентации на что-то постоянное?

– Наша психика так устроена потому, что на протяжении веков не было столь стремительных изменений. Но надо и понимать, что будущее – непредсказуемо и создать человеку такой фундамент, чтобы он мог ориентироваться сам в этом неопределенном, опасном и все более усложняющемся мире. То есть не передать знания, а на примерах показать, как человек может их добыть. Это новая, более сложная задача педагогов – навигация в мире знаний. Педагог теперь – это партнер и лоцман. К сожалению, по некоторым позициям мы пока отстаем от многих государств, но у отстающего всегда есть одно преимущество – он может «срезать угол». России необходимо опережающее образование: фундамент плюс подкачка новых знаний. Раньше человек заканчивал вуз и полученных знаний ему хватало на 10-15 лет. Сейчас – совсем другое время.
– Если говорить об «опережающем образовании», то опыт каких российских вузов мог бы пригодиться СФУ?
– Например, опыт Московского инженерно-физического института. Мне очень нравится, как у них там проходят ежегодные научные конференции. На три дня университет уходит в «научную сессию»: повсюду выставлена специальная литература, много приглашенных ученых. По итогам такой сессии выходят публикации докладов иногда в семи томах, а то и больше, и очень много студенческих работ. Могу еще назвать Московский физико-технический институт, – словом, те вузы, которые изначально создавались под атомную программу. Хочется отметить и опыт Кемеровской государственной академии культуры и искусств. В структуре этого вуза создан Институт информационных технологий в социальной сфере, где читается курс «Информационная культура личности». Этот курс мы хотим сейчас предложить СФУ для подготовки магистров. Другая, на мой взгляд, необходимая дисциплина – «Социальная информатика» (проблема человека в информационном пространстве). Есть стандарты, программы, одобренные ЮНЕСКО, а на моем учебнике по социальной информатике нет грифа – для этого нужно ходить по инстанциям...
– Почему Институт проблем информатики РАН заключил договор о сотрудничестве именно с Сибирским федеральным университетом?

– Это шанс быстро продвинуть свежие идеи и научные результаты в систему образования. Федеральному вузу даны в этом плане большие академические свободы, потому что главная задача новатора – преодолеть косность. Вчера у нас была встреча с ректором Евгением Александровичем Вагановым, и он наши предложения поддержал, сказав: «Для нас отсутствие стандартов – не преграда, мы этот вопрос решим!». Теперь надо преодолеть ментальность педагогов и чиновников…

Вера КИРИЧЕНКО