Прогулки по Праге
Автор_ Л. Сойнова

Замечательный подарок преподнёс мне август – возможность погулять по Праге, полюбоваться её средневековыми замками, красивейшими старинными костёлами, разноцветными «пряничными» домиками вдоль узких мощёных улочек. И не только.

Холмистый рельеф словно подчёркивает выпуклость исторической атмосферы города, а обилие живописных уголков, зелёных лужаек и парков делает старушку-Прагу замечательно свежей и юной, а ещё – простой и доступной. На табличках, установленных на многих газонах, так и написано: «Vstup na travniky povolen» (в моём вольном переводе с чешского: «Добро пожаловать на травку, располагайтесь поудобнее»). И народ располагается: сидит, лежит, спит, растянувшись прямо на мягкой густой траве в тени раскидистых дерев в самом центре города. При этом никаких следов пребывания человека – в виде окурков и прочего мусора – здесь не остается. Остаются мелкие полевые ромашки и яблоки, упавшие с растущих здесь же яблонь…

По Карлову мосту

Городской пейзаж украшает река Влтава. Это не очень удобопроизносимое для русского языка название имеет кельтское происхождение: слово «vlt» у древних кельтов обозначало «дикий», а «ava» -«вода». Свой буйный нрав речка проявляла неоднократно. Особенно сильным было наводнение 2002 года, затопившее первые этажи домов так называемой пражской Венеции и повредившее самый знаменитый из 18 пражских мостов – Карлов мост.

А первый каменный мост через Влтаву – Юдитин мост – был построен в 1171 году, но в 1342 под напором воды и льда (речка-то своенравная) он был разрушен. На протяжении 15 лет существовала лишь паромная переправа между двумя средневековыми поселениями, расположенными на противоположных берегах: Градчанами и Вышеградом, что тормозило развитие города. И тогда чешский король Карл IV принял решение о строительстве нового моста на месте разрушенного.

Доподлинно известна дата и точное время, когда император собственноручно заложил первый камень в основание будущего моста – 1357 год, 9 июля, 5 часов, 31 минута. Дело в том, что Карл IV, мудрый правитель и неординарная личность, увлекался оккультизмом, астрологией, нумерологией и прочим симороном. Чтобы мост не повторил судьбу своего предшественника, а веками служил людям, придворные астрологи рассчитали это магическое число: 135797531 – в нём все нечётные числа как бы образуют лесенку с девяткой на вершине пирамиды (а число девять в нумерологии символизирует славу, успех, завершенность). Кроме того, именно в это время Солнце находилось в Сатурне, что, по мнению средневековых астрономов, было самой благоприятной минутой для больших начинаний.

Астрологи астрологами, но и технические специалисты были привлечены самые лучшие. За неимением современных строительных смесей в раствор добавляли яйца, молоко и вино. По указу Карла IV со всей страны в Прагу шли груженые обозы. Нетрудно представить, во что превращались эти продукты, трясясь на жаре по ухабистым дорогам. Некоторые деревенские жители, стремясь сделать как лучше, варили яйца вкрутую перед отправкой в столицу, другие поступали ещё круче: вместо молока стали отправлять творог и сыр. И так в течение 45 лет, пока строился мост. Когда экскурсовод рассказывал эту забавную историю, мне вспомнилась фраза из известного фильма о графе Калиостро: «Коли доктор сыт, так и пациенту легче», только здесь надо её переиначить: «Коли строители сыты, так и строение будет что надо».

Так или иначе, но мост действительно выстоял через века, и лишь последнее крупнейшее за всю историю наводнение 2002 года повредило этот шедевр средневекового зодчества.

Мост украшают 30 скульптур, каждая из которых настоящее произведение искусства, каждая имеет свою легенду и достойна отдельного рассказа. Сейчас все скульптурные композиции постепенно заменяют точными копиями, а оригиналы убирают в музей, чтобы сохранить для потомков. Я застала 18 копий и 12 оригиналов – отличить легко: оригиналы, выполненные из песчаника, тёмные, так как песчаник содержит железо, которое со временем окисляется, а копии – светлого камня.

И всё же не могу не рассказать об одной скульптуре – её история, на мой взгляд, самая интересная. У священника Яна Непомуцкого исповедовалась чешская королева, да так зачастила она на исповеди, что королю Вацлаву IV это показалось подозрительным. Когда король пожелал узнать всю правду о грехах своей супруги, священник отказался открыть ему тайну исповеди. Тогда ревнивый король приказал подвергнуть его страшным пыткам, но так и не добился признания. В 1393 году связанного священника сбросили с моста в воду, и в месте его падения над водой чудесным образом засияли пять звёздочек, означающих «я молчал». Считается, что это место обладает мощной энергетикой, сейчас на парапете моста оно отмечено бронзовым крестом с пятью звёздочками – если приложить к кресту руку и загадать желание, то оно непременно исполнится. А рядом статуя Яна Непомуцкого, установленная в 1683 году. В 1729 году Ян Непомуцкий был канонизирован и является одним из самых почитаемых чешских святых.

По площади Св.Вацлава

Другой почитаемый чешским народом любимец – святой Вацлав (но не тот, что погубил стойкого исповедника королевской семьи – то был Вацлав IV, а чешский князь Вацлав (без номера, хотя, должно быть, Первый), павший в 935 году от руки своего брата Болеслава). Площадь Св.Вацлава длиной 750 метров скорее похожа на широкий бульвар со множеством уютных ресторанчиков, дорогих гостиниц, модных бутиков, сувенирных лавочек и игорных заведений, действующих здесь совершенно легально, но явно уступающих по популярности культурно-историческим соблазнам Праги. Наверху – величественное здание Национального музея, перед которым гордо восседает на коне отлитый в бронзе Святой Вацлав. Парадная конная статуя, несомненно, хороша, но подобные всадники есть, наверное, в любом столичном городе. Прага же любит оригинальничать. И внизу площади в 1999 году была установлена другая статуя, работы Давида Чёрного – на ней Святой Вацлав тоже сидит на коне, да только конь перевёрнут брюхом вверх и подвешен за ноги.

Не все пражане поняли юмор скульптора-шутника, общество раскололось на два лагеря: за нетрадиционного Вацлава и против. Чтобы не доводить ситуацию до крайности, скандальную статую убрали с глаз долой и поместили внутрь одного из зданий здесь же, на Вацловской площади.

Площадь Св.Вацлава знаменита ещё и тем, что именно сюда 21 августа 1968 года вошли советские танки, грубо подавившие попытку тогдашних чехословацких лидеров придать местному социализму «человеческое лицо». В августе этого года сорокалетняя годовщина тех событий отмечалась в Праге особенно широко: тематическими выставками, конференциями, митингами и… танками на Вацловской площади.

У Сталина

С социалистическим прошлым связано ещё одно место в Праге. На одном из холмов над историческим центром города на капитальной каменной стене установлен огромный метроном, красная стрелка которого качается то в одну, то в другую сторону. Ещё полвека назад эта стена служила пьедесталом громадному 30-метровому Сталину, ведущему в светлое будущее братский народ Чехословакии, представленный в виде четырёх таких же монументальных статуй. Эти каменные истуканы были воздвигнуты в 1955 году, а с падением коммунистического режима – взорваны. Несколько лет пьедестал пустовал, но уж место очень хорошее, видное. И тогда здесь поставили необычный механический памятник – метроном как символ переменчивости власти. От метронома натянут трос, на нём висят сапоги и ботинки всех мастей – оригинальный способ привлечь удачу. Жаль, у меня с собой была только одна пара обуви.

Интересно, что пражане до сих пор называют это место «у Сталина». Я слышала однажды в трамвае, как девушка, по телефону договариваясь с кем-то о встрече, сказала: «Ну, давай у Сталина».

Под астрономические часы

Туристы же традиционно назначают встречи под знаменитыми астрономическими часами на башне Старой ратуши. Астрономические часы были созданы в 1410 году, а в 1490 году – дополнены мастером Ганушем. Когда-то средневековые астрономы определяли по этим часам фазы луны и солнца, положение небесных светил, звёздное время и, конечно же, земное, только не обычное, а старочешское – тогда сутки начинались с захода солнца. А по второму циферблату, расположенному ниже, можно определить день, месяц и год – это календарь, богато декорированный мозаикой и росписью. Интересно, что движется сам циферблат, а стрелочка наверху закреплена неподвижно.

Всего по двум циферблатам можно было определить 22 (!) временных параметра. Наверное, можно было бы определять их до сих пор, но, как гласит легенда, когда работа над часами была завершена, король приказал ослепить мастера Гануша, чтобы тот уже никогда не смог создать ничего подобного. А перед смертью Гануш попросил привести его в башню, чтобы попрощаться со своим творением, да и отомстил неблагодарным правителям – вынул какую-то важную деталь, и часы остановились. На протяжении столетий многие мастера пытались починить часовой механизм, да только удавалось им это лишь частично.

Последний раз часы реставрировали в 2005 году, тогда чешское правительство выделило на эти цели 4,5 миллиона крон (1 крона = около 1,5 рублей). Правда, отремонтировать часовой механизм тогда даже не пытались. Зато отреставрировали циферблат, деревянные фигуры апостолов и механизм их движения середины 17 века, и теперь каждый час над часами исправно открываются окошечки, и в них появляются 12 апостолов – по шесть в каждом окошке. Мельком взглянув на восхищённую публику, апостолы исчезают, чтобы ровно через час появиться вновь. Это как бы теория жизни, напоминание о том, к каким идеалам стремится. Под апостолами установлены аллегорические фигуры, изображающие людские пороки (это уже практика): Нарцисс с зеркалом символизирует тщеславие, Скряга с мешочком денег – скупость, Турок с мандолиной в руке олицетворяет праздность и жестокость. Во время шествия апостолов особенно активен Скелет, костлявой рукой он звонит в золотой колокольчик, напоминая о том, что каким бы ни было наше земное существование – безгрешным или наоборот – истёк ещё один час отпущенной нам жизни. Завершает представление жизнерадостный крик сидящего в нише над часами золотого петушка, извещающий, что жизнь продолжается. Продолжается и моя прогулка по Праге.

Купив экскурсию по Старой ратуше, я ещё раз любуюсь апостолами, но уже изнутри. А под Старой ратушей сохранился целый старинный город – в 12 веке, чтобы защитить постройки от наводнений, было решено поднять уровень города на три метра. Таким образом, первые этажи зданий, оказавшиеся под землёй, прекрасно сохранились до наших дней. Археологи откопали здесь каменную кладку домов, часовен, колодцев, тюрем – также представлявших собой глубокие колодцы; были найдены горшки, кувшины и ещё груды всяких тысячелетних обломков и остатков. Конечно, это не сокровища Али-Бабы, но все же интимные и просто трогательные напоминания о людях, которые когда-то этот исторический мусор сработали, использовали и со временем выбросили.

По Староместской площади

А над этим окутанным полумраком и тишиной подземным богатством гудит шумными толпами разноязыких туристов Староместская площадь. Пражане называют её Старомак, но площадь не обижается – она же знает, что красивее её в Праге не было и нет. Именно здесь средневековое прошлое удивительным образом переплетается с настоящим, а фантастические легенды – с реальными историческими событиями.


Староместская площадь была свидетельницей многих исторических событий, в том числе жестокой казни 27 гуситов – руководителей чешского сословного восстания, боровшихся с испанскими Габсбургами, занявшими чешский трон и взявшими жесткий курс на рекатолизацию страны. Эти 27 дворян были прилюдно обезглавлены 21 июля 1621 года, тела их были преданы земле, а головы выставлены на Карловом мосту в назидание непокорным гуситам-протестантам. Бытует поверье, что души этих дворян так и не обрели покой, и по ночам 27 безглавых привидений бродят по средневековым подвалам под площадью…

В самом центре Старомака скульптурная композиция в стиле модерн – памятник Яну Гусу, известному нам из школьного курса «Истории средних веков».

А рядом – памятник взяточничеству 18 века: трёхэтажное серо-розовое здание дивной красоты. Граф Голц-Кинский решил построить себе дом, да такой, чтобы он отличался от всех других домов. А это была задача не из лёгких, ведь в Праге один дом наряднее другого: фасады украшены и росписью, и лепниной, и мозаикой, и граффито (в отличие от современного полухулиганского граффити, это распространённое в 15-17 веках искусство декорирования фасадов путём процарапывания верхнего слоя камня до нижнего – фонового). Единственным способом выделиться было выдвинуть дом из общего ряда, образующего улицу. Но для этого необходимо специальное разрешение градоначальников, раздобыть которое почти невозможно. Но наш вельможа нашёл-таки трёх продажных чиновников, которые за взятку подписали необходимые бумаги. Когда же в ратуше увидели, что дом стоит не по линеечке, как все другие, начали выяснять, кто же такое позволил. А когда выяснили, соорудили прямо перед дворцом Голц-Кинских три виселицы и устроили этим чиновникам публичную казнь.

В феврале 1948 года с балкона дворца Голц-Кинских коммунистический президент Клемент Готвальд объявил об установлении в Чехословакии социалистического режима. А в 1990, когда политический метроном качнулся в другую сторону, уже другой политический лидер Вацлав Гавел с этого же балкона обращался к народу совсем с другой речью.

В Клементинуме

Что мне нравится в чешских гидах, так это индивидуальный подход: они, в отличие от наших, не собирают толпы по 15-20 человек, а ведут двух-трёх, и экскурсия из толкотни в группе туристов превращается в приятную прогулку, а пассивное слушание – в интересную беседу. Мне с гидом очень повезло. Мы прошлись не только традиционными маршрутами по Еврейскому кварталу (Йозефову), Пражскому граду («град» по-чешски «крепость» или «кремль»), Староместской площади («место» значит «город», т.е. площадь Старогородская), но и заглянули в находящиеся неподалёку, но неразведанные массовым туристом, а потому удивительно безлюдные места: Монастырь ордена Св.Франциска с уютным тихим парком и Клементинум.

Клементинум – это комплекс зданий, где жили монахи иезуитского ордена, которые пришли в протестантскую Чехию из Италии в 1556 году покорять души верующих через образование. Они открыли в городе множество школ и гимназий, стали преподавать в университете, внесли неоценимый вклад в развитие культуры и науки того времени. Карлов университет, основанный ещё в 1348 году Карлом IV, на протяжении почти 400 лет своего существования имел четыре первоначальных факультета, и лишь в 1722 году иезуиты расширили университет, открыв пятый факультет (к слову сказать, сейчас в Карловом университете 31 факультет и порядка 30 тысяч студентов). В Клементинуме у иезуитов была собственная печатная мастерская, они активно издавали и распространяли книги по теологии, астрономии, географии. Астрономическая башня Клементинума, вершину которой украшает скульптура Атланта, держащего на плечах небесный свод, была хорошо оснащена и использовалась иезуитскими учёными для астрономических наблюдений.

Сейчас в Клементинуме расположен Иезуитский музей, Зеркальная капелла, где проходят концерты органной музыки, метеорологическая станция, но большую часть помещений занимает Национальная библиотека, насчитывающая около шести миллионов томов, в том числе старинных и редких.
На посещение библиотеки, к сожалению, не было времени, да и моего чешского хватает только на то, чтобы общаться с продавцами, официантами, таксистами, а ещё понимать случайно подслушанные в транспорте разговоры. Но для увлекательных прогулок по Праге этого оказалось вполне достаточно.