Вы нам – анамнез, а мы вам – диагноз

В октябре сразу два визит-профессора читали для студентов СФУ лекции, связанные с темой экологии. Причем оба – академики РАЕН, ведут совместно с нашим университетом исследовательскую работу и довольно хорошо знакомы со спецификой региона.

Принимающая сторона – кафедра эволюционного ландшафтоведения и исторической экологии СФУ – показала коллегам из Тюмени и Ростова-на-Дону красноярские достопримечательности. На фото Руслана Шарафутдинова: профессора на лужайке в Бобровом логу

Доктор географических наук Василий Козин (Тюменский госуниверситет, на фото справа) впервые читал в СФУ курс «Ландшафтно-экологическое обеспечение и развитие нефтегазовых ТПК». Профессор иллюстрировал лекции материалами по Ванкорскому нефтегазовому месторождению.

– Нельзя повторить ошибки, которые были при освоении нефтегазовых комплексов Западной Сибири, – предостерегает Василий Васильевич. – Важно понять, какие функции и свойства природы будут утрачены, какова траектория дальнейшего развития? Первый опыт освоения газовых промыслов Ямала показал, что типовая технология оказалась разрушительной. На площади 120 тыс. га были уничтожены оленьи пастбища, стало убывать поголовье, и следовательно, появились связанные с этим социальные проблемы: теперь под вопросом существование самого этноса ненцев.

– В связи с подъемом производства в крае повысится спрос на специалистов, владеющих методикой экологического сопровождения хозяйственной деятельности. Их подготовка – и есть Ваша миссия?

– Мы студентов учим трём вещам: дешифрировать космические снимки (извлекать из них максимум информации); готовить пакет карт, позволяющий обеспечить проектное решение; создавать региональные геоинформационные системы управления природопользованием. Выпускники вашего университета должны уметь проводить инвентаризацию, оценку, экспертизу, мониторинг и т.д. Раньше Красноярск обращался за помощью к организациям, которые не располагались на территории края (Гидропроект, Гипроуголь, Гипроцветмет и т.д.). Местным экологам оставалось только наблюдать за угасающей природой...

– Во время лекций Вы почувствовали, что больше всего волнует аудиторию?

– В основном ваших студентов интересует возможность применения своих знаний на практике. К сожалению, красноярские выпускники, в сравнении с нашими, – в менее выгодном положении: в Тюмени располагается 12 крупных проектных институтов! Наши студенты реально участвуют в региональном проектировании.

– Надо полагать, Вы и экологов СФУ расшевелили?

– 40 часов лекций прочитано, проведены консультации для преподавателей, все методические материалы переданы университету. Мне очень понравились темы диссертаций, связанные с определением экологического каркаса территорий, с выяснением природного наследия Красноярского края – это просто непаханое поле! Есть, например, очень перспективная тема, касающаяся освоения болотных угодий; ваши исследователи анализируют возможности использования побережья местных водохранилищ с точки зрения организации туризма и т.д.

Что сейчас требуется университету? Организационное оформление этого направления, хорошее материальное обеспечение, геохимическая лаборатория. И классные специалисты, способные идти по цепочке: вы нам – анамнез, а мы вам – диагноз.

Доктор геолого-минералогических наук Владимир Алексеенко (ЮФУ) прочитал цикл лекций по «Экологической геохимии». В СФУ о существовании столь загадочного предмета до приезда профессора знали только понаслышке…

В. Алексеенко – автор единственного в нашей стране учебника по этому актуальному направлению. «Если геохимия изучает миграцию и концентрацию атомов химических элементов, то экологическая геохимия дает ответ: в каких именно концентрациях они опасны и как оценить степень этой опасности», – объясняет ученый.

– Как восприняли Ваш курс студенты?

– Судя по всему, интерес к науке есть. Меня спрашивали: как оценивать состояние городов. Я выводил их на улицы Красноярска, и мы вместе отбирали пробы.
Я учу студентов тому, как минимизировать отрицательные последствия с точки зрения экологической геохимии. Например, сейчас фармацевтами очень активно рекламируется селен-актив, а ведь от него разрушаются внутренние органы. Хорошо, если селена в каком-то районе, где идет реклама, не хватает, а если он на территории в нормальной концентрации или в избытке? Я одному из таких рекламодателей сказал: «Вот вы рекламируете свой селен повсюду, а знаете, сколько можете этим угробить людей?»

– И как бы решилась проблема избытка селена с точки зрения геохимии?

– Если добавить в почву геохимический аналог – серу, то растения станут брать именно её, а не селен, и начнется процесс оздоровления… И еще. После моих лекций студенты легко растолкуют любому, что ПДК для такой огромной страны, как Россия – ошибочная установка.

– Слышала, что даже озеленение улиц города, если оно проведено неграмотно, может не помочь, а навредить здоровью…

– Да, ведь растение – это своего рода насос, может выкачивать из почвы определенные элементы. К примеру, в городе высокое содержание цинка и свинца – а деревья одинаковые растут. Зная экологическую геохимию, можно установить, какое из них забирает больше вредных элементов, а потом сбрасывает их с листьями, и устанавливается нужный баланс. Мы можем подсказать: вот здесь тополя нужны, а тут клены…
– Владимир Алексеевич, будете ли Вы и дальше сотрудничать с СФУ?

– Мы договорились о совместном ведении аспирантуры. Еще мне очень хотелось бы серьезно оценить Красноярск. Мы со студентами взяли с полсотни проб, но это только «пристрелка», а нужна более кропотливая скрупулезная работа. Было бы неплохо открыть в вашем университете специализацию по экологической геохимии - насколько мне известно, пока специализация «Экологическая геохимия и геохимия ландшафтов» открыта только на географическом факультете МГУ.

С визит-профессорами беседовала Вера КИРИЧЕНКО