ОДА PR, или МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС PR-СПЕЦИАЛИСТА
По мотивам PR-площадки красноярского городского форума

PR-ОДВИНУТЫЕ без ДОСТИЖЕНИЯ, продвинутые без идеологии, продвинутые без основания, без права на продвижение. Сегодня таких много, сегодня для таких открыты желтые страницы и закрыты подвалы НКВД. Открываю один из источников по рекламе и связям с общественностью, — считываю образ идеального специалиста по PR: разносторонне образованный, с презентабельной внешностью, чувством юмора, активный и пробивной, но в то же время скромный, отзывчивый и тактичный. С журналистами PR-специалист осторожен, не задевает их безмерного тщеславия, не критикует их тексты. PR-специалист тонкий дипломат, своего рода министр иностранных дел для организации, которая его нанимает. Он может сменить десятки рабочих мест, но пока он здесь – компания, что платит ему на свежий хлеб и более менее недешевое вино, должна быть для него вторым домом, администрация компании – вторыми родителями, а имидж компании – собственным имиджем. Его работа —сообщить статусу компании что называется «good will» — добрая воля! Когда я смотрел финансовые отчеты одной западной компании, то в числе активов фирмы наряду с материальными средствами присутствует данная строка «доброй воли», — это результат трудов рекламистов и история существования фирмы. На западе знают этому цену и вписывают эту цену в отчет. Русская экономическая система только догадывается о стоимости имиджа, то есть чести.

Назовем российский рынок, мягко — «стихийным». Стихийность порой предполагает потерю духовности, а духовность содержится как в людях, так и в экономике, а экономика – это и есть основа человечества. Но придерживаться такой простой истины среди миллионного ассортимента брендов тяжело, потому что каждый бренд хочет, чтобы были проданы именно его кроссовки, и пока это желание перекрывает мораль человека, категорический императив будет растоптан, —будет ложь, будет предательство, будет черный рынок, черные аморальные СМИ и потребность в выскочках, называющих себя пиарщиками и не имеющих никакого желания внести вклад в оздоровление коммуникационной культуры.

Яркий, хотя, нет, тусклый пример подобных «специалистов» пришлось наблюдать на одной из площадок городского форума. Тема – создание PR-ассоциации в Красноярске. Понятия PR здесь даже близко не было. Были молодые ребята с диким желанием заскочить на локомотив карьеры бесплатно и называться пиарщиками, с тихим обманом самих себя, с недооценкой PR как сложной коммуникационной НАУКИ, подчеркиваю, а не резиновой емкостью для болтовни.

Но что делать, каждому свое, — кому-то работать, кому-то болтать. Болтать с одной стороны тяжелее, не знаешь, в какой момент тебя скинут с важной должности, нужно совершенствоваться! Иметь профессию и быть грамотным PR -специалистом тоже не просто, но гораздо надежнее. Для себя самого, для общественного восприятия за которое ты отвечаешь, за духовную безопасность граждан города, за честь своей специализации. Не будем недооценивать смысл PR, знание PR сопряжено со знанием всех наук и прежде всего истории. Доброе, устаревшее слово пропаганда, мы помним, что это слово сотворило в Германии в 30-ые годы, в России на протяжении 1917-1988 годов, помним, что пропаганда была воздухом власти, помним и 1988-1991 годы, от рекламных проектов Горбачева, до PR-проектов Ельцина.

Коммуникация сопровождала историю постоянно, история дышит коммуникацией, и двигается общественным сознанием. Сознание определит, какие дома строить, — загородные коттеджи в США или пятиэтажки Хрущева (стоит отдать должное политику за реальное социально-экономическое достижение в СССР, то, что выскочки перефразировали в язвительный термин «хрущебы» не научившись строить не просто лучше, а, не научившись вообще).

Историю решает сознание, а сознание решает PR, как бы он не был назван. Управлять PR – можно научиться даже в своих личных интересах, в бытовой жизни. PR-грамотность человека, с одной стороны примитивный инстинкт выживания и обмана, с другой стороны – высшая степень образованности личности, умения использовать все полученные знания комбинированно, умение уважать себя, а следовательно и общество, PR-гармония познания, честный PR – это балансир общественного настроения, а значит и прогресса. Каждый из нас Пиарщик внутри, только у одних это написано в дипломе за пятилетнее обучение, у других в дипломе за двухнедельные курсы, третьих этому учит жизнь, и большой вопрос кто является более ценным специалистом.

Каждая личность с развитием СМК находится сегодня в коммуникационной опасности в случае, когда у истоков регулирования встанут НЕ специалисты. Очевидна живая роль СМК в формировании общественно политической жизни в России в 1990-ые годы. Еще бы! Западные историки были поражены невозмутимости русского народа. Д.Боффе, итальянский историк рассказал о заголовках английской, американской и французской прессы 1992-1994 годов, вот они: «В России — самая грандиозная распродажа в мире», «Крупнейшее ограбление в истории человечества», «Гордые советские граждане, которых мы недавно боялись, превратились в жалких попрошаек». Однако «что-то» обеспечило бескровный переход СССР-России на рыночные рельсы. А может быть это «что-то» —были по-настоящему пиарщики-профессионалы. А может быть, настоящих профессионалов учат не в вузах, и настоящие профессионалы далеко не те, кто призывает и обсуждает, а те, кто создает условия для таких призывов и обсуждений…

Итак, завершим портрет специалиста по PR, умением хорошо писать, редактировать, обладать приятным голосом, широким кругозором, невозмутимостью, объективным подходом к проблеме, богатым воображением и здравым смыслом. Просто универсальный Новый Человек, только про высокий рост, светлые волосы и голубые глаза ничего не сказано:))

Василий Никуленков, выпускник специальности «Реклама» и аспирант СФУ