О ТЕРМИНОЛОГИИ, ФОРМАХ И СОДЕРЖАНИИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. КРАВЦОВ, В.К. ШМИДТ, В.С. БИРОНТ

Институт цветных металлов и золота Сибирского федерального университета

 

Создание Сибирского федерального университета стало насущной потребностью системы развивающегося в современных условиях высшего профессионального образования, стремящегося к скорейшей и безболезненной интеграции России в общеевропейское образовательное пространство. Одной из первоочередных задач, стоящих перед коллективом создающегося крупнейшего вуза страны, является проблема перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Такая задача привела к возникновению противоречий между действующей системой российского инженерного образования и новой для нас системой подготовки «бакалавр — магистр».

На самом деле, проблемы противопоставления не существует вообще. По нашему мнению, нужно прекратить споры о противопоставлении бакалавра и техника, инженера и магистра, поскольку эти противопоставления проистекают от недопонимания этих терминов, от неточной трактовки содержания образовательной и профессиональной подготовки студентов на разных ступенях обучения.

Есть понятия, которые характеризуют профессионализм человека. Такими понятиями, выстроенными в восходящий ряд, например, являются: чернорабочий, рабочий высшей квалификации, техник, инженер (экономист, менеджер, педагог), доцент, профессор, член-корреспондент, академик (см. рисунок). Всем этим квалификационным понятиям соответствуют и должности, предусматриваемые номенклатурными справочниками и, соответственно, штатными расписаниями организаций. Вы никогда не увидите такой должности в штатном расписании, как доктор или кандидат наук. Точно так же в нем не могут появиться должности бакалавра или магистра, поскольку эти термины характеризуют уровень образованности специалиста, а не профессионализма. Одновременно эти понятия характеризуют и квалификационные требования к лицам, желающим занять соответствующую должность.

Образовательный уровень определяется рядом академических и ученых степеней, начало которого можно отсчитывать от выпускника средней школы с аттестатом зрелости. Этот ряд продолжают академические степени бакалавра и магистра, и две ученые степени — кандидата и доктора наук. Более высокой степени не существует.

В российском образовательном пространстве до последнего времени существовал провал в определении образовательного уровня специалистов — от выпускника школы до кандидата наук. И в этом мы отстали от всего остального мира. Это совсем не означает, что система образования у нас плоха. Однако отсутствие степеней бакалавра и магистра в системе образования лишает наших людей возможности занимать должности, квалификационные требования к которым предусматривают наличие у претендента академических степеней бакалавра и магистра. Поэтому включение в нашу образовательную систему некоторых элементов, предоставляющих возможность приобретения необходимых знаний и умений, а также рубежных этапов, позволяющих присудить обучающимся степени бакалавра и магистра — это наш моральный долг перед миллионами россиян. Конечно, в этом случае речь идет не о замене наших исторически сложившихся традиций высшего инженерного образования на новую систему, исключающую инженерную квалификацию, а лишь о размещении новых понятий и уровней образования в действующей системе и некоторой ее модернизации. Это позволяло бы оптимальным образом выполнить наш долг перед учащимися, оценив их уровень образованности, наряду с предоставлением им профессиональной квалификации инженера (экономиста и др.), присудить им и соответствующую степень (бакалавра или магистра).

Совершенно очевидно, что это может быть достигнуто с использованием двух уровней организации учебного процесса, один из которых предусматривает получение комплекса знаний и умений, которые позволили бы обучаемому самоопределиться в выборе дальнейшей траектории приобретения профессионализма, достижения определенных вершин, как на пути приобретения квалификации, так и уровня образованности.

Поэтому, естественно, бакалавр должен обладать хорошей фундаментальной и гуманитарной подготовкой, хорошо владеть начальными общепрофессиональными дисциплинами выбранных заранее образовательных направлений, но ему совершенно не обязательно обладать знаниями всех дисциплин специальностей, и, тем более, специализаций. Они придут к нему тогда, когда он, выбрав нужную специальность, достигнет инженерного уровня, когда ему будет присвоена соответствующая квалификация (инженер, экономист, менеджер).

Понятие «магистр» соответствует более высокому уровню образованности, чем бакалавр. И поскольку магистерская подготовка проводится по узким специализациям, право установления которых предоставлено самим вузам, то эти специализации могут развиваться только на основе такого более широкого понятия, как специальность. Поэтому магистерская программа в своем составе, кроме дисциплин магистерской специализации должна в обязательном порядке включать полную программу инженерного образования. И в этом смысле слова магистр — это специалист, инженер, но обладающий дополнительными знаниями, умениями и навыками в области будущей его практической деятельности, которые предоставляются ему за счет дисциплин специализаций, определяющих его будущую научную, педагогическую, проектную, производственную, организационную или иные виды деятельности.

Таким образом, магистр — это, в первую очередь инженер. Поэтому переход на двухуровневую систему образования в высшей школе требует не разрушения лучших традиций инженерного российского образования, а, наоборот, их укрепления и развития. В этой связи рабочие планы учебного процесса должны быть построены так, чтобы первый уровень высшего образования бакалавра размещался в действующей системе подготовки инженера до присвоения обучающемуся квалификации инженера (экономиста и др.), а второй — магистра — уже после присвоения специалисту инженерной квалификации. При этом получение магистерской степени должно являться делом добровольным, но с гарантиями со стороны образовательного учреждения, что вернуться для получения магистерской степени обучающийся имеет право в течение всей его жизни. Таким же добровольным самоопределением должен стать и выбор между степенью бакалавра и квалификацией инженера после окончания бакалаврской ступени образовательного процесса. Таким образом, речь идет не об отмене подготовки профессионалов (инженеров), а об освоении параллельной образовательной ветви — повышения образовательного уровня специалистов и возможности присуждения выпускникам, наряду с квалификацией, двух уровней академических степеней, которых были лишены до последнего времени граждане Российской Федерации.

И пусть теперь будет незазорно, как мы пишем «доцент, кандидат наук» и «профессор, доктор наук», писать через запятую «экономист, бакалавр экономики», «инженер, магистр техники и технологий», характеризуя таким образом двойственную структуру высшего образования, включая его профессиональную квалификацию и академическую степень.