Ученый, эрудит, учитель

Студенты ее обожают, коллеги – ценят, производственники считают авторитетным специалистом. А еще ее имя широко известно в научных кругах современной обогатительной отрасли. Беседу с кандидатом технических наук, заведующей кафедрой «Обогащение полезных ископаемых» Института цветных металлов и материаловедения СФУ Натальей Алгебраистовой мы начинаем с «анкетного» вопроса: «Где и когда начинался ваш путь в науку?»

– В 1974 году я поступила в аспирантуру Ленинградского горного института. Тема диссертации – «Изыскание новых селективно действующих реагентов-собирателей для флотации полиметаллических руд». Первым руководителем был Константин Александрович Разумов – большой ученый и практик, он запускал первые флотационные фабрики на территории Советского Союза. Его учебник «Проектирование обогатительных фабрик» переведён на многие языки и до сегодняшнего дня является настольной книгой специалистов-обогатителей. К сожалению, ученый умер, когда я была на первом году обучения в аспирантуре. Последовала смена одного, а затем и второго руководителя. Своими учителями считаю В.А. Перова, В.А. Конева, О.С.Богданова. Школу прошла прекрасную. Было интересно работать и узнавать много нового. И не только по теме исследований.
– А что, время было какое-то особенное?
– Именно! Представляете, по понедельникам аспиранты докладывали руководителю, на каких выставках побывали, какие спектакли посетили в выходной день. В Мариинский театр, в БДТ билеты продавали с «нагрузкой» – не все спектакли и представления пользовались успехом у разборчивого зрителя-ленинградца. Но мы с удовольствием посещали всё и, в основном, были довольны. Такой разносторонний «курс обучения» считаю идеальным: педагог не только учит профессии, но и одновременно создает личность.
– Наталья Константиновна, в уникальной профессии обогатителя у Вас есть, скажем так, тематические пристрастия?
– Разработка технологий извлечения ценных компонентов из руд. Каждая руда имеет массу особенностей, если хотите – свой характер. Легкообогатимых руд нет: для извлечения металла требуются многостадиальные, комбинированные схемы, но при этом «конструкция» должна быть экономичной, экологически-безопасной, производительной. Люблю работать не только в лаборатории, но и на фабриках, выражаясь языком обогатителей – «на текущих пульпах».
– Так формируется синтез фундаментальной и прикладной науки?
– Одно без другого сегодня просто неэффективно. Можно долго рассуждать о динамике развития отрасли, но статус минерально-сырьевой страны – это все-таки определенные рамки. Наша задача – помочь их «раздвинуть». С удовольствием в этой связи вспоминаю свою недавнюю стажировку в Монголии, по итогам которой уже заключен договор на разработку вариантов и аппаратурного оформления технологической схемы выделения берилсодержащего концентрата. Благодаря активной заинтересованности руководства СФУ в короткие сроки был выполнен заказ на поставку для кафедры уникального оборудования – спектрофотометра Qvanx-EC. С его помощью будем вести полный анализ элементного состава поступивших рудных проб, применяя селективное вскрытие этих минералов и совершенствуя процесс флотации. Кстати, наше сотрудничество с монгольскими коллегами началось во время Плаксинских чтений. Этот авторитетный ежегодный международный форум проводится в память основателя советской научной школы в области обогащения полезных ископаемых и гидрометаллургии редких, цветных и благородных металлов И. Плаксина. И то, что осенью 2006 года конференция проходила на нашей образовательной площадке, считаю большой удачей и даже своеобразным признанием нашего научного потенциала в области переработки и обогащения минерального сырья.
– Ваши проекты не раз выигрывали гранты, а значит – приносили деньги в университет…
– Для нас стало хорошим новогодним подарком известие, что наш последний проект «Комплексные исследования традиционных и биотехнических методов обогащения и переработки руд цветных и благородных металлов» получил финансирование (в числе еще 24 проектов СФУ) в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы). А буквально накануне руководство ООО «Соврудник» предложило хоздоговорную тему по разработке технологии извлечения золота из рудопроявления «Золотое». Так что в 2009 году всему коллективу кафедры «Обогащение полезных ископаемых» придётся заниматься актуальными и интересными исследованиями.
– Коллективность и индивидуальность – как они сосуществуют в сегодняшней науке?
– Современные исследования требуют «коллективной мысли», поэтому разработка темы начинается с создания не просто инициативной, а творческой группы. В ее состав входят разные специалисты: не только обогатители, но и минералоги, металлурги, химики и даже микробиологи. У каждого свой профессиональный взгляд на задачу, своя исследовательская линия – в рамках общей цели. Выполнить свою часть хорошо – это уже индивидуальность, подтверждающая, что именно в этой области «мне равных нет». Абсолютно логичное, считаю, проявление авторской самодостаточности. А еще это – хорошая школа для молодых ученых. Конечно, наука – сложнейший и многофакторный процесс, но два момента обязательны: интерес к своей теме исследований и огромная работоспособность.
– Женщина-ученый… Это, наверное, очень трудно?
– Не легко. Но каждый выбирает свой путь сам. Я благодарна судьбе, что у меня он такой.

Любовь Габербуш

Похожие материалы