С новым годом Вашей жизни!

– Это правда, что студенты-юристы после каждой лекции устраивали Вам настоящую овацию?– спрашиваем Ольгу Ивановну Москвич, доцента кафедры общей физики Института фундаментальной подготовки.

– Было дело, – отвечает она. – Не после каждой, но устраивали. Гуманитариям знания о природе – как глоток воздуха. Поэтому радость, удивление и благодарность они проявляли в столь неожиданной форме.
– Студенты-физики тоже так реагируют?
– У физиков другая ментальность. После лекции они задают множество вопросов и дарят свои визитные карточки. Мол, был, слушал, спасибо.
– Как Вы стали физиком? Рано определились с будущей профессией?
– Как все девочки, вначале хотела стать врачом, учителем. Одно время – геологом. Потом резко – музыкантом. Мои родители мечтали о карьере пианистки для дочери, и я поступила в музыкальную школу.
– И что потом?
– В школе началась физика. Моим первым учителем физики был Александр Егорович Бурученко, ныне заведующий одной из кафедр физики СФУ. Считаю, мне повезло (пользуясь случаем – низкий ему поклон). Дальше летний лагерь, и одна девочка дала мне почитать книгу о термояде «Искусственное солнце». С этого момента я поняла, что буду физиком. Кстати, та девочка тоже сейчас работает в СФУ – это А.К. Лукина, зав. кафедрой общей педагогики. Завершение выбора состоялось в первом физматклассе Красноярска, созданном академиком Л.В.Киренским. Блистательным учителем физики в этом классе был Борис Петрович Хрусталев, позднее известный ученый Института физики. Именно он передал мне увлеченность наукой, да и педагогикой на всю жизнь.
– Какие результаты Вашей работы за последний год для Вас являются главными?
– Это, конечно же, создание УМКД по молекулярной физике. Наконец-то осуществилась моя мечта: написаны оригинальные учебники, прежде всего, авторский курс лекций. С нетерпением жду его издания.
– А если говорить не о работе?
– Здесь тоже событие. В ближайшие дни будет издана книга моих лирико-юмористических произведений в стихах и прозе «Я Вам пишу…». Эта книга – признание в любви моим студентам, друзьям и коллегам по кафедре. Она написана в традициях КВН, «Дней физики» и дружеских кафедральных встреч.
– С юбилеем!
– Спасибо!

ДОСЬЕ

Ольга Ивановна Москвич – коренная красноярка. В 1971 году закончила КГУ и осталась в университете на преподавательской работе. С 1974 по 1979 год обучалась в аспирантуре, родила двух детей. В 1983 году получила диплом кандидата физ.-мат. наук. На кафедре общей физики работает с 1979 года. Автор более 60 научных и научно-методических работ, постоянный участник международной конференции «Физика в системе современного образования». В 2000 году награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Отрывки из книги «Я Вам пишу...»

Я люблю своих студентов. Скрывать бессмысленно, они всегда догадываются. Моё самое ласковое обращение к ним – «хрустальные дельфинчики». Мудрый коллега А. Г. Сизых отметил: «Это так верно, они – хрупки, прозрачны и драгоценны».
Буду откровенной. Порой прозрачные и драгоценные дельфинчики становятся железобетонными. Редко, но бывает не до шуток, тогда находятся другие слова для обращения:
• «вороны старые» – не могут вспомнить самые важные выводы и результаты ранее изученного материала;
• «тараканы беззубые» – не могут взять нужный интеграл или осуществить какие-либо иные математические действия;
• «рыбья холера» – это классика широкого спектра применения (см. Б. Лавренёв, «Сорок первый»).

ГОРОДСКИЕ ЗАМОРОЧКИ
АВТОБУС

Автобус. Пятерня ползет по поручню,
Как будто бы движок на реостате.
И я от напряжения гудю
Прям в ухо гражданину статному.

А гражданин боится шевелиться,
Боится, что устрою я скандал.
И молит об одном. Чтоб с головы его
Мой черный пóртфель на пол не упал.

ПАМЯТНИК
Я памятник себе сооружаю тоже.
Нет, не руками, сердцем и умом.
Рощу студенчество, но иногда это похоже
На диалог монтёра со столбом.

Вновь физику пою как истины гарант,
Фантазии и юмор всё искусней.
Вас просвещаю, ныне дикой первокурсник,
Дипломник и матёрый аспирант.

О НАУЧНОМ МЕТОДЕ
Англичанин-философ Френсис Бекон
Сравнил научный метод с фонарём.
Пожалуй, Френсис прав, не буду спорить зря.
Теории построены на принципах,
Которые берут от фонаря!

ЕСЛИ БЫ ЛАЙМА ВАЙКУЛЕ
БЫЛА МОЕЙ СТУДЕНТКОЙ

Семэстр начинается третий.
Я вновь вам гляжу в глаза.
В тетрадочке для конспэкта
Пишу, что писать нельзя.
Я помню молекулярку,
Сдала, словно гору с плеч.
Теперь вот Вы к электричеству
Хотите меня привлечь.
Припев:
Частенько я с семинаров
Сбегала, ускорив шаг,
А если вдруг оставалась,
То делала всё не так.
Мечтая о Пикадилли,
Смотрела куда-то вдаль.
Зачем Вы меня учили?
Зачем Вам меня не жаль?

Семестр закончился третий.
Я к Вам на экзамен пришла.
Тайком под воротом шубы
Сивухина с Таммом несла.
Не стали Вы гладить шубу,
А стали её трясти.
Не думала я, что доценты
Так могут себя вести.
Припев:
Частенько я с семинаров
Сбегала, ускорив шаг,
А если вдруг оставалась,
То делала всё не так.
Мечтая о Пикадилли,
Смотрела куда-то вдаль.
Ольга Ивановна,
Зачем Вы меня учили?
Зачем Вам меня не жаль?