Новое измерение университетов

2 марта в Мадриде прошел I Форум ректоров университетов России, Испании и Латинской Америки, организованный Министерством науки и инноваций Королевства Испании и Министерством образования и науки РФ в рамках государственного визита Президента Дмитрия Медведева.

В состав российской делегации был включен ректор СФУ академик Е.А. Ваганов. Он выступил модератором на заключительной (одной из трех) сессии форума, где была намечена программа по расширению взаимодействия университетов стран-участниц встречи. Сегодня Евгений Александрович делится своими впечатлениями о визите в Испанию.

«Встреча ректоров способствовала укреплению традиций откровенного, доверительного российско-испанского диалога на высшем уровне, расширению связей между университетами во многих сферах, в том числе научной деятельности, академической мобильности преподавателей и студентов. Выступления первых лиц государства я считаю очень удачными, конструктивными и значимыми. Король Испании сосредоточил внимание на «экспансии» родного языка, а Президент России неоднократно подчеркнул, что в период финансово-экономического кризиса надо больше вкладывать в образование и науку.

Удалось донести до общественности важность такого понятия, как третье измерение. Третье измерение – это вовлечение в диалог, усиление лингвистической составляющей латиноамериканских стран.

Форум стал своеобразным катализатором нашего сотрудничества в будущем. В программу форума вошли выступления Президента Конфедерации ректоров Испании г-на Анхеля Габилондо, Президента Российского Союза ректоров Владимира Садовничего, генсекретаря Совета иберо-американских стран г-на Феликса Гарсиа Лаусена. Изначально программа форума была направлена на расширение языковых коммуникаций, а также использования русского языка в иберо-американских странах. Основной доклад на форуме от российской стороны «Роль университетов в распространении русского и испанского языков» посвящен этим проблемам. Могу отметить, что в последнее десятилетие в этом направлении активно развивалось сотрудничество между кафедрами испанского языка Испании и России, в частности, университетов и технических вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани.

Темы других докладов были посвящены современному состоянию университетов испаноговорящих стран и перспективам их развития, роли университетов в изучении русского и испанского языков, а в связи с этим – новой программе действий. Атмосфера форума располагала к общению, зарождению личных контактов между ректорами различных стран. Времени, к сожалению, было мало. Но все-таки второй день форума был частично посвящен посещению старой столицы Испании, знакомству с историей и культурой Толедо.
Внимание российских ректоров было сосредоточено на новациях в сфере высшего образования. Речь шла о разработке совместных магистерских программ, академических обменах, проведении научных исследований, совместной докторантуре, аспирантских диссертациях, создании инновационных предприятий. Наметились обоюдные интересы в разработках по энергосбережению, изучению изменений климата.
Прозвучали предложения об организации Консорциума иберо-американских университетов в рамках трехстороннего соглашения. Подобную деятельность проводит испанский банк Сантандер, с которым СФУ подписал соглашение о сотрудничестве, его представители нанесут очередной визит в наш вуз 15 апреля.

Рассматривались идеи проведения междисциплинарных исследований, молодежных фестивалей на территории разных стран с помощью дистанционных технологий – научных симпозиумов, конференций, всевозможных дискуссий в режиме on-line с практическим использованием иностранных языков.

По моему глубокому убеждению, иностранный язык нельзя насаждать. Должна возникнуть внутренняя потребность в его изучении, что возможно с помощью создания соответствующей среды и предоставления конкретных услуг. Университет при этом должен обеспечить, во-первых, широкое поле деятельности для использования иностранного языка, например, в сфере лингвистики, культуры, масс-медиа, чтобы чувствовать свою состоятельность и профессионализм. Во-вторых, здесь важен прагматический подход. Потребность в иностранном возникнет при совместных исследованиях, проектах. Университет может создать такие центры, ядра, способные к саморазвитию.

Руководители Испании и России обсудили на встрече перспективы экономического сотрудничества двух стран, вопросы преодоления финансово-экономического кризиса, проблемы европейской безопасности, взаимодействия по линии Россия – НАТО и Россия – ЕС, ситуацию на Ближнем Востоке.

Очередной форум предположительно состоится в следующем учебном году и будет более предметно ориентирован».
В своем 10-минутном выступлении в Мадриде наряду с презентацией Сибирского федерального университета Е.А. Ваганов изложил свои соображения о развитии высшей школы. В результате его визита достигнут ряд договоренностей с крупнейшими инвестиционными компаниями о сотрудничестве с СФУ и Красноярским краем в целом.

Записала Людмила Антолиновская

Похожие материалы