Американский консультант

С 26 марта по 3 апреля в нашем университете в рамках гранта Fulbright Senior Specialist (грантополучатель — профессор О.Г. Проворова) проходил цикл лекций и семинаров президента университета Салве Регина (Ньюпорт, штат Роад Айленд, США) Терезы Антоун.

В ИЕиГН несколько лет успешно выполняется программа дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», гостребования к которой были разработаны здесь же (приказом Министерства образования они сейчас обязательны для всех вузов Российской Федерации). Именно в рамках этой программы были проведены семинары по организации системы образования США, инновационным методам оценивания учебных программ, учебных планов, преподавателей и студентов. Факультет повышения квалификации (Белоног Н.П.) предоставил возможность всем желающим преподавателям обучаться по заявленной теме. Копирование чужого опыта — неблагодарное занятие, но хорошо знать другую систему обучения и другой способ организации учебного процесса — это один из путей избежать ошибок при введении инноваций в учебный процесс.

Лекции Т. Антоун вызвали большой интерес. В связи с тем, что в СФУ среди преподавателей активно обсуждается создание Института фундаментальной подготовки, было интересно понять технологию организации учебного процесса, позволяющую не на словах, а на деле предоставлять индивидуальную траекторию обучения студентам, технологию взаимодействия с руководителями департаментов основных программ (по сути это аналоги наших факультетов).

Выделим несколько ключевых моментов. Во-первых, в фокусе всех целей должен стоять студент. Во-вторых, грамотное управление изменениями должно быть построено так, чтобы изменения были инициированы преподавателями. В-третьих, поскольку цели основной образовательной программы сформулированы в виде компетенций, должно быть выделено ядро учебного плана, согласованное с руководителями департаментов основных программ, обязательное для всех. Тогда становится понятной форма взаимодействия между департаментами и четко прописаны функции каждой структуры, вертикальные и горизонтальные связи.

Большой вклад в организацию занятий с Терезой Антоун внесли Н. О. Иванова, Т. А. Селюкова, Т. Г. Калиновская.