ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОПАРК

«Через четыре года здесь будет город-сад»
В. Маяковский, как известно



Технопарк — слово звучное и очень модное. От него так и веет высокими технологиями, серьезной наукой и коммерческой выгодой. О том, что современный университет — это еще и обязательно технопарк, сегодня знают все. Но те, кто думает, что у нас это дело нескорого светлого будущего — глубоко ошибаются. Уже к концу этого года при СФУ может быть открыто несколько производств, а к 2010 году мы должны создать около 50 различных наукоемких структур! Так что пристегните ремни — наш поезд в светлое будущее суперскоростной.

Что такое современный технопарк и как он будет «привязан» к нашей местности, мы попытались узнать у проректора по инновациям Н.Н. ДОВЖЕНКО. И вот что удалось выяснить.

КАК ИЗ ЗНАНИЙ ПОЛУЧАТЬ ДЕНЬГИ?

По мировой статистике, из 10 видов новых знаний сразу «идет в дело», или коммерциализируется, только одно. Остальные ждут своего часа. Но даже между теми знаниями, которые могут принести пользу уже сейчас, и созданным на основе этих знаний продуктом, существует разрыв. Этот разрыв — целая цепочка определенных этапов и действий, достаточно трудоемких и затратных.

Допустим, вы изучаете нано-структуры. Где это может быть востребовано, что можно создать из нано-материалов? Например, недавнее предложение — идея жидкого бронежилета. В отличие от традиционного, он легкий, гибкий, а при попадании пули мгновенно твердеет. Очень востребованная разработка, но… бронежилеты создают не ученые, от их открытий до бронежилетов долгий и извилистый путь.

Фундаментальные знания в технологию или результат переводят прикладные исследования. Здесь отрабатываются режимы, подбирается или создается новое оборудование. Дальше идет стадия изготовления опытного образца, когда уже появляются чертежи изделия, технология его изготовления. Это прототип продукта, который можно будет выпускать массовым тиражом.

Но вот разработана технология, выпущен образец изделия, разработчикам они кажутся уникальными. Однако есть реальная экономика, тенденции развития техники, есть бизнес. И для того, чтобы понять, интересна ли разработка бизнесу, нужна работа других специалистов. Они проведут маркетинг рынка, выявят потенциальных потребителей, посчитают затраты на производство и возможную прибыль. Сегодня во всем мире пришли к пониманию, что рядом с учеными должны быть сформированы определенные структуры, сопровождающие процесс коммерциализации знаний как бизнес-процесс. Ведь инвестора, у которого вы попросите деньги на внедрение разработки, интересует только это: сколько он должен вложить средств и когда его вложения окупятся.

Технопарк — и есть тот комплекс структур, который позволит пройти путь от фундаментальных знаний до коммерческого успеха.

ПАРК И ЕГО НАСАЖДЕНИЯ

Любой вуз сейчас стремится заявить, что технопарк у него есть. Хотя, как правило, присутствуют лишь элементы технопарка — допустим, какая-то одна разработка прошла всю упомянутую цепочку. Эту цепочку, например, полностью прошел Политехнический институт, когда создавал свой электроэнергетический модуль. Но, как правило, опыт остается единичным, фрагментарным — поскольку в вузовскую науку не было серьезных вложений.

Сейчас субсидии нам обещаны. И мы можем задаться следующим вопросом: какие структуры должны начать работать, чтобы можно было говорить о технопарке?

Будем надеяться, что с началом финансирования в СФУ, как грибы после дождя, начнут появляться следующие образования.

Центры коллективного пользования оборудованием. Понятно без комментариев.

Центры прототипирования, где выстраивается прообраз будущей технологии.

Центры трансфер-технологий. Иногда трансфер понимают так: «купим за границей, трансформируем сюда». Это не совсем так. Центр трансфера способствует продвижению технологий на рынке и экономически их обосновывает.

Центры сертификации (для металлургии, строительства, энергетики и т.д.). Данные центры будут работать не только на вновь создаваемый продукт, но и на внешний рынок. Сегодня все заказы в этой сфере старается перехватить Москва, потому что сертификация стоит дорого, и это лакомый кусок. Например, недавно в Железногорске открылось предприятие по выпуску композиционных панелей для внешней отделки зданий. И когда потребовалось отсертифицировать продукт (на пожарную, экологическую безопасность и проч.) — для этого не смогли найти в Красноярске комплексной лаборатории.

Бизнес-инкубаторы. По своей сути это некий комплекс (помещение, коммуникации, бухгалтерия, хозяйственная часть), который будет обслуживать работу создаваемых фирм. Здесь может выращиваться 10-20-100 предприятий, которые за пару лет должны встать на ноги и уйти работать на экономику края и России.

Все это у нас будет, как некий инновационный пояс вокруг СФУ.

БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ ИЛИ СИНИЕ БЛУЗЫ?

Должен ли современный технопарк предлагать все перечисленные виды услуг + иметь собственные производства, или здесь возможна специализация на чем-то одном? Это зависит от того, где технопарк расположен. В Европе сейчас, в основном, представлены технопарки по вычислительным технологиям, электронике, нано-материалам, биологии. Многие из них пришли к пониманию того, что, обладая научным потенциалом, квалифицированными кадрами, уникальным оборудованием, они могут пойти на рынок сервисов. В Финляндии технопарки построены на сервисах для городской инфраструктуры. Они производят очень много работ по сертификации, обследованию, мониторингу. А в Китае, если есть возможность получить финансирование, всегда стараются открыть малое предприятие, хотя и сервисов тоже предлагается много.

Может ли СФУ специализироваться на сервисах? Вполне. Сейчас много строят — и многое рушится. Наши строительные кафедры могли бы вести мониторинг — правильно ли ведется строительство. Сегодня контроль в этой сфере производится буквально на глаз. А мы, заказав определенное оборудование, могли бы и студентов учить — как не надо строить, и деньги на заказах зарабатывать. Существуют программы, моделирующие поведение современных конструкций под нагрузкой, превышающей критическую (например, если снега выпадет больше нормы). У владельцев подобных программ очень много заказов.

Интересная современная идея — виртуальный город, где оцифрованы и все подземные коммуникации, и наземные застройки. Имея такую модель, мы могли бы прогнозировать любую чрезвычайную ситуацию, проектировать движение транспорта, делать диагностику асфальтобетонного покрытия, изучать загазованность и проч. Такой сервис будет востребован городом, промышленными предприятиями, а может быть, и конкретными людьми (типа экспертизы продуктов, частного строительства). И качество нашего сервиса будет выгодно отличаться от маленьких фирмочек, которые дают заключение, а потом оно не подтверждается.

ВСЁ РЕАЛЬНО

В программе развития СФУ первая очередь технопарка должна быть введена в 2010 году. Заложены целевые индикаторы — сколько компаний мы обязаны создать, сколько новых рабочих мест открыть. Сегодня в России по программе инновационного развития открывается около 120-200 компаний в год, которые создают и выпускают принципиально новый продукт. Мы к 2010 году должны создать в СФУ 60-70 (!) таких компаний.

Интересные разработки уже есть. Например, Институт цветных металлов и Политехнический совместно представили бизнес-план создания мини-завода по переработке алюминиевых сплавов; его финансирование в этом году готов взять на себя Красноярский венчурный фонд. Геологами ИЦМиЗ СФУ создан мобильный комплекс для эффективной разведки месторождений полезных ископаемых. Несколько таких комплексов уже изготовлено и работает в странах Африки, а теперь к ним проявляют интерес и в России. Ученые Института естественных и гуманитарных наук разработали датчики для фармацевтической промышленности, разработка уже на этапе создания производства и закупки оборудования.

Проектов много. В свое время для инвесторов был даже издан каталог инновационных проектов города (его готовил Политехнический институт). Но если вы, как инвестор, заинтересовались бы какой-то идеей, могло оказаться, что данных о том, сколько требуется вложений на ее реализацию, кто будет потребителем и т.д. (все, о чем говорилось выше) — этих данных не было. Технопарк и должен будет снять такие проблемы.

Перед нами поставлена задача — создать технопарк, который бы соответствовал мировому уровню и работал на мировом уровне. Сейчас осуществляется первый этап для этого — закладывание материальной базы. Когда она будет создана, тогда у нас появится вторая возможность — используя опыт, знания и материальную базу, оказывать и сервис промышленности (с точки зрения улучшения технологий), и сервис городу (с точки зрения предотвращения чрезвычайных ситуаций). И создавать новые предприятия.

Подготовила Валентина ЧЕЛАЗНОВА