Сны о Нобелевской премии

…Все мы помним великий подвиг Михаила Ломоносова – молодого парня из «глубинки», основавшего Московский университет и сделавшего российскую науку одной из передовых в мире. Помним и то, что великий ученый завещал: «…богатство России Сибирью прирастать будет…».

Ломоносов оказался провидцем – среди лесов и вьюг в Сибири появился федеральный университет, в котором сейчас созданы все условия для работы молодых учёных.

В числе этих ученых – Галина Владимировна Новикова, старший преподаватель кафедры физической и неорганической химии ИЦМиМ СФУ. Все дни эта хрупкая девушка посвящает работе в лаборатории комплексных соединений, а моменты между экспериментами отдаёт мечтам… о Нобелевской премии. При этом наш молодой ученый – отнюдь не зачерствевший в научном фанатизме человек, но остроумная коллега и просто очень хороший и интересный друг.
– Когда Вы захотели стать химиком?
– В восьмом классе, когда в школе начался этот предмет. Мне повезло с учителем, который буквально открыл мне эту науку. Более того, я начала учиться в ЗЕНШ при КГУ и свой выбор сделала, не задумываясь. Кстати, из своего класса я одна выбрала химию.
– А почему именно КГУ?
– Конечно, хотелось поступить в НГУ, там традиционно была очень хорошая химическая наука, но туда меня не отпустили родители. Поэтому – Красноярский госуниверситет, тем более что диплом ЗЕНШ КГУ сильно помог мне при поступлении.
– Тяжело было учиться? Вообще – как Вам студенческая жизнь?
– В учебе многое определяет твоё желание учиться, а его мне было не занимать. Кроме того, моей соседкой по комнате в общежитии была аспирантка, поэтому мой интерес к химии не только не угасал, а наоборот, я загорелась желанием посвятить жизнь науке…
– С 1 курса?
– Со второго. В нашей лаборатории комплексных соединений мы изучали пломбировочные материалы и выделяли фтор из них. Тема достаточно актуальная: хотя фтор и важный для жизни элемент (фториды, например, добавляют в зубную пасту), его избыток вреден и разрушает зубы (особенно много проблем с избытком фтора в Красноярске). Я выступила на конференции с докладом по этой теме и заняла первое место.
– Я слышал, Вы участвовали и в лженаучной конференции…
– Да, такой факт имеется (смеётся). Каждый год в Химические дни у нас проходила лженаучная конференция. Самое интересное, что в ней участвовали не только студенты, но и преподаватели, например знаменитый на химическом факультете А.А. Кузубов (тогда ещё аспирант). Я тоже участвовала и заняла первое место – доказала, что в лесу много золота.
– ?..
– Что мы кричим в лесу? «Ау». А как выглядит символ золота? «Au».
– Вы заканчивали медицинскую химию…
– Да, когда я поступила в КГУ, эта специальность только открылась. Нам читались большей частью курсы, связанные с фармакологией и действием лекарственных препаратов, а также углублённые курсы по синтезу органических препаратов. На самом деле это очень интересные и познавательные предметы.
– Легко поступили в аспирантуру?
– Я бы не сказала. У нас был большой конкурс, поэтому приходилось считать каждый балл и усердно готовиться к экзаменам. А затем пошла работа над диссертацией, посвящённой синтезу и изучению свойств комплексных соединений ионов металлов с аминокислотами. Такое ощущение, что я просто жила в лаборатории. Приходишь в 9 утра и до 21 вечера делаешь эксперимент. Иногда нас даже выгоняла охрана (улыбается). Вообще же хочу сказать, что за каждым научным открытием стоит долгая и кропотливая работа. Тяжело, но безумно интересно.
– У молодых ученых много научных событий и «открытий». Какое наиболее запомнилось?
– В 2006 году мне посчастливилось съездить в МГУ на конференцию «Ломоносов-2006». Там параллельно проходила конференция,
организованная в честь 110-летия рождения Н.Н. Семёнова, единственного российского Нобелевского лауреата по химии. Было много химических «звёзд», в том числе ряд Нобелевских лауреатов. Я с утра до вечера просидела на их докладах. Была в полном восторге, узнала очень много интересного. И в том числе познакомилась с Нобелевским лауреатом по химии профессором Жаном-Мари Леном, основателем супрамолекулярной химии. Поразила его способность говорить в докладе о сложных вещах простыми словами.

На фото: наша маленькая героиня (слева) с коллегами и Жаном-Мари Леном (справа)

Супрамолекулярная химия, как и нанотехнологии – передовой край развития современной науки, поэтому к профессору было тяжело пробиться. Он очень жизнерадостный человек – автографы раздавал на ура. И мы с подружкой тоже не удержались, чтобы не взять у него автограф (он мне написал: «Very beautiful girl of conference!»).
– Эта встреча как-то на Вас повлияла?
– Встреча с любой выдающейся личностью не может не повлиять на человека. Я, например, чётко осознала свою жизненную задачу – самой получить Нобелевскую премию. Это будет нелегко, но я буду стараться.
– Сейчас Вы преподаете общую химию студентам биологических специальностей, продолжаете работать по своей теме и уже сами являетесь научным руководителем. Это интересно – иметь ученика?
– Это непросто. Требуется заинтересовать человека, постоянно быть с ним «на связи». Но мы с Натальей Сталоверовой уже сработались: её удачи – мои удачи, её промахи – мои промахи. Самое главное в коллективе, тем более в научном – взаимопонимание. Сейчас я точно скажу, что она напишет действительно глубокую и интересную курсовую, а впоследствии и дипломную работу.
–Ваши планы на будущее?
– В ближайших – поездка на XXIV Международную Чугаевскую конференцию по координационной химии в Петербург. Это конференция высокого уровня, и я надеюсь достойно представить на ней свои результаты. А потом – Нобелевскую премию ещё никто не отменял...

Александр Лешок

Похожие материалы