Перед тем как исчезнуть

Из «жизни» дома на Дзержинского, 12

Деревянный дом в центре Красноярска, в течение шести лет ожидавший сноса, неожиданно перед разрушением приобрел яркую строчку в своей биографии, превратившись в инсталляцию VIII Красноярской музейной биеннале «Даль». Судьбу дома изменила голландская художница Марьян Тиувен из города Сертугенбош.

В течение месяца Марьян занималась преображением деревянного дома из заброшенной жилой коробки, замусоренной горожанами и обжитой бомжами, в произведение абстрактного искусства. Создавая в своем творчестве, по сути, живописные произведения, Марьян работает не традиционно красками на холсте, а рисует архитектурными пространствами и строительными материалами. В течение восьми лет Марьян создавала свои произведения исключительно в Голландии, работа в Красноярске – её первый заграничный опыт.

Выбор Сибири не случаен: только здесь для Марьян открылась возможность поработать с деревянным домом, какого в Голландии практически не отыскать.

В красноярском проекте Марьян создала перспективно сокращающийся круглый тоннель в пяти комнатах бывшего жилого дома, выпилив стены, потолок и пол-здания. Тоннель она «раскрасила» черными и белыми дощечками, которые ранее служили облицовкой для внешних стен дома.

Такие диковинные манипуляции с архитектурой Марьян проделала для того, чтобы визуально представить собственные философские размышления над природой человеческого существа: по мнению художницы, жизнь человека определяется полярными процессами созидания и разрушения. Человек постоянно разрушает что-либо в своей жизни, но разрушение становится основой для создания нового подобно тому, как она разрушила для создания абстрактного произведения жилое пространство. Марьян не скрывает, что такие размышления навеяны романами Фёдора Достоевского и всей русской литературой, которую она очень любит и читает запоем.
Книги Достоевского – не единственная перекличка с русской культурой в работе Марьян. Дело в том, что «комнатный» тоннель заканчивается черным кругом в центре – своеобразной репликой на «Черный квадрат» Малевича.
По итогам работы экспертного жюри биеннале (культурных деятелей из Москвы, Мюнхена и Вены) работа «Разрушенный дом в Красноярске» получила Гран-при!

Кроме художественных достоинств произведения, экспертов поразила социокультурная значимость работы. Дом, созданный Марьян, привлек к современному искусству большое количество горожан, не имеющих обыкновения ходить в музей. Плюс не менее двадцати проникшихся энергетикой произведения помощников художницы, среди которых и студенты Сибирского федерального университета – искусствоведы и архитекторы.

Немного добавим о самой Марьян Тиувен.
В процессе работы над инсталляцией всех поразила энергичность и неутомимость Марьян: несмотря на кажущуюся хрупкость и солидный возраст, ей ничего не стоило перебросить через все комнаты дома балку приличной величины; десять минут перерыва в день – и снова за работу. Стало совершенно понятно, каким темпам и методам работы учился Петр I в Голландии. Также факт обучения Петра I в Голландии очень облегчил процесс перевода: многие древесные строительные материалы имеют одинаковые названия в наших языках.
Интересна и судьба Марьян как художницы. Она родилась в семье фермера, что, вероятно, и предопределило ее трудолюбие. После переехала в город, получила образование социального работника и некоторое время работала с детьми-инвалидами. Для того чтобы заниматься развитием детей с помощью искусства, Марьян решила получить художественное образование, но научиться хорошо рисовать красками ей так и не удалось. Зато она начала много думать о том, кто такой настоящий художник и искать собственную индивидуальную манеру и материалы для того, чтобы раскрыть свое отношение к жизни. И нашла! Первую инсталляцию Марьян устроила в собственной комнате, «раскрасив» ее личными вещами.

Саша СЕМЕНОВА

Дом скоро снесут. Что поделаешь – такова судьба материального в этом мире... Но о своей работе Марьян не сожалеет: главная часть проекта – фотографии! Именно они вызывают большой интерес у коллекционеров современного искусства, музейщиков. Кстати, фотографии манипуляций М. Тиувен с архитектурой «влёт уходят» в Европе за 75 тысяч евро.

Похожие материалы