Сеть и её сервисы: фундамент на 10 лет

С начальником отдела информационных технологий и телекоммуникаций Федором Александровичем Казаковым мы встречались год назад, когда в СФУ полным ходом шёл процесс информатизации – расширялась Wi-Fi сеть, устанавливалась IP-телефония, создавалось единое информационное пространство университета. О том, что и как было достигнуто на этом поприще за прошедшее время и о ближайших перспективах развития информационных технологий в СФУ – читайте ниже.

– На текущий момент все основные структурные изменения в университетской сети завершены. По сути, нам остаётся только экстенсивное расширение – подключение новых пользователей, оптимизация работы сети и так далее. Например, предстоит окончательно оформить в университете то, что называют единым информационным пространством – чтобы любой пользователь, зайдя в сеть, получал весь набор сервисов, программного обеспечения, которые мы в состоянии предоставить.
– А что делается для интеграции университета в информационное пространство Красноярска, в частности для передачи видео?
­– Сложность решения этой проблемы заключается в её многоярусности. Технические возможности есть, например, мы способны обеспечивать до сотни видеоканалов в разные точки города.

– Но ведь доступ в Интернет не резиновый?
– Во-первых, у нас достаточно большой канал в Интернет – выше 100 Мбит/с. Без ограничения трафика. Для нашего университета этого вполне хватает даже в разгар рабочего дня. Передача одного видеоканала требует 2-2.5Мбит/c. Уже 40 каналов, так? Также мы ещё подключены к внутригородскому кольцу обмена трафиком, в которое также входят большинство кампусных сетей, и трафик внутри Красноярска идёт именно по этому каналу. Есть и третья сторона – с помощью ИВМ СО РАН была создана специальная межвузовская образовательная сеть, из которой, кстати, мы и «выросли». И технически мы сейчас не испытываем никаких стеснений.
– О технике – были ли в этом году закупки нового оборудования?
– С закупками, из-за кризиса, сейчас сложно. В этом году денег на развитие сети не было, и сегодня у нас есть проблемы с запуском нового корпуса «А», где локальная сеть пока ещё не проведена. Ведь корпус проектировали, когда еще не существовало понятия «компьютерные сети», и здание не приспособлено для прокладки соответствующих коммуникаций. При этом здесь около полутора тысяч точек для подключения. Нормальная фирма подключает обычно 1-2 точки доступа в день. Поэтому приходится работать в режиме аврала, своими силами.
– Как идёт процесс развития IP-телефонии в СФУ? Год назад о ней только и говорили…
– Год назад мы как раз закупили оборудование и запустили опытную площадку из 5-6 телефонов. На текущий момент везде в СФУ, где есть локальная сеть, мы можем подключить IP-телефон, есть специально выделенный сервер, полностью телефонизирован корпус на Маерчака, ИКИТ и часть ректората. В СФУ сейчас порядка 200 IP-абонентов, которые имеют выход и на городские
номера.
– А есть мониторинг, как эта сеть используется? Ведь IP-телефон допускает видеозвонки, что делает общение гораздо более естественным и открытым. И вообще, чем IP-телефон отличается от банальной веб-камеры, установленной на компьютер в комплексе, скажем, со Skype, которая, кстати, дешевле.
– Что такое Skype+вебкамера? Говорящая размытая голова размером со спичечный коробок. IP-телефония обеспечивает гораздо более высокое качество передачи данных. Второе: IP – это полноценный телефон с интегрированными возможностями; не надо возиться с программами, оборудованием. Третье преимущество – работа в той же единой информационной сети, т.е. не требуется дополнительных затрат на прокладку коммуникаций и нет проблемы нехватки трафика.
– Заложенной базы лет на 10 хватит?
– Более чем.
– Сегодня на смену Wi-Fi позиционируется новая технология радиосвязи – WiMAX. Расскажите, что это такое.
– WiMAX – весьма перспективная технология, основанная примерно на тех же принципах. Коренное её отличие от Wi-Fi – разделение канала передачи данных при работе с несколькими компьютерами. Wi-Fi предоставляет доступ пользователям повременно (попеременно принимая данные от каждого компьютера), что резко снижает скорость и надёжность соединения – пользователи делят между собой скорость поровну. WiMAX же работает одновременно со всеми пользователями, выделяя каждому свою радиочастоту. WiMAX обеспечивает в разы большую площадь покрытия.
– Прошлой весной университет покрыли беспроводной сетью почти полностью. А в общежитиях она есть?
– С общежитиями есть технические ограничения. Радиосигнал легко гасится в стенах, а так как наши общежития, в основном, бетонные коробки, то нам пришлось бы ставить точки доступа чуть ли не в каждую комнату. Гораздо проще протянуть проводной интернет. Но мы собираемся в общежитиях поставить пару-тройку точек Wi-Fi
в места общего доступа.
– А какие перспективы развития WiMAX в СФУ? Будут ли заменять им Wi-Fi?
– В ближайшие несколько лет вряд ли. WiMAX пока позиционируется как технология подключения удалённых офисов, кроме того пока это ещё достаточно дорогая технология. В плане скорости WiMAX ненамного превосходит Wi-Fi, что же до зависимости скорости Wi-Fi от числа пользователей, то пока с этим мы проблем не имеем.
– Ещё один, связанный с Wi-Fi момент – создание единой базы данных пользователей…
– Да, на конец весны было уже порядка 5000 пользователей. В пределах покрытия сети СФУ мы можем предоставить им свою почту, интернет, рабочее место. О последнем – проекте «Мигрирующий рабочий стол» – хочу рассказать особо. Находясь в СФУ и даже за его пределами, вы сможете, зарегистрировавшись в сети, получить доступ к единому файловому хранилищу, на котором, в частности, будут сохранены ваши программы, рабочие файлы и профиль. И сможете работать дистанционно в своём рабочем пространстве, находясь где угодно, лишь бы был Интернет.
– А не будут ли при этом проблемы с лицензиями на ПО?
– С точки зрения лицензий – это легально и даже выгодно. Обычно вам необходима лицензионная копия на каждый компьютер: на работе, дома, на лэптоп. С этой же технологией для вас нужна только одна лицензионная копия, к которой вы ПОЛУЧАЕТЕ ДОСТУП со своего компьютера. Грубо говоря, ваша копия хранится на сервере, а программа с помощью специальной технологии доставляется на ваше рабочее место.
– И когда эта программа будет внедрена?
– Есть определённые финансовые вопросы, связанные с покупкой модулей для серверного ПО, и технические, связанные с внедрением опытного в повседневное. И третья, самая тяжёлая, организационная проблема – включить людей в эту систему.
– Личный вопрос. Замучили вирусы. Расскажите об антивирусных мерах, которые предпринимаются.
– Сейчас у нас создана многоуровневая антивирусная защита. На входе из Интернета у нас стоит централизованный аппаратный файрвол, который пресекает попытки вирусов войти в сеть на уровне протоколов. Вся входящая почта также централизованно проверяется антивирусом, который смотрит и скачиваемые файлы. Но есть проблема, связанная с тем, что если на скорости 100 Мбит/с, которую имеет доступ в Интернет, мы ещё что-то можем пытаться проверять, то на 10-гигабитной локальной сети проверять уже нереально, так как при тотальной проверке всего внутрисетевого трафика она упадёт до 5-10 Мбит/с.
– Но всё-таки какая-то защита есть?
– Есть, и называется она единая система антивирусов на базе программного обеспечения Symantec, где мы можем централизованно управлять защитой всех клиентов через единую консоль. Можно вообще полностью отключить все USB-порты и дисководы,
тогда компьютер будет на 100% защищён от вирусов, но и нормально работать за ним вы не сможете. Тут нужен компромисс, зависящий от добросовестности конечных пользователей.

Александр Лешок

Постскриптум

Несмотря на вполне оптимистичную картину, вырисовывающуюся из интервью, разнообразные проблемы с Интернетом в университете возникают то и дело. Так, к нам в редакцию поступило несколько недоумённых вопросов от студентов – они не имеют доступа к Wi-Fi, а если их и вносят в базу данных (что не так просто – бюрократию еще никто не отменял), то предоставляют только выход в интранет, т.е. на сайт СФУ и не дальше.
Как разъяснил редакции А.Ф. Казаков, его служба студентов централизованно пока не подключает. К сожалению. Текущие ресурсы позволили подключить лишь около 5000 сотрудников, а на студентов ресурса не хватает, ведь это 30-35 тыс. человек. Издержки финансирования.
Поэтому сейчас подключением студентов занимаются институты. Они сами изыскивают ресурсы и подключают студентов по создаваемым в деканатах спискам. Когда появятся средства, централизованно переподключить их уже можно будет без проблем. Два института – Политехнический и ИКИТ – вроде бы уже справились с этой проблемой.

Похожие материалы