Культурная синоптика

«С чего бы это зиме начинаться в середине осени?» – стыдливо вопрошал кто-то из моих приезжих друзей на прошлой неделе, а мы дружно в ответ цокали языком и притворялись коренными сибиряками. И правда, мороз не смог напугать даже теплолюбивых воздушно-капельных поросят, что уж тогда говорить о людях. Культурная же жизнь подчинилась жизни сезонной – никакой энтропии, только упорядоченное движение сквозь события. Которых, по традиции, было немало.

Зимнему солнцу …

...которое светит, но не греет, был подобен кинематограф. В кинотеатрах пестрела феноменальная премьера под названием «Майкл Джексон: вот и всё». Конечно, трудно переоценить влияние Джексона на умы сибирских меломанов, но количеству знакомых, посмотревших этот фильм, можно только удивляться. Что же: помним, скорбим, танцуем – и не спим на показе, что угораздилось автору этих строк.
Детки, грезившие о поездке в парижский Диснейленд, возможно, дождутся строительства его собрата где-нибудь в Московской области. По крайней мере, к штамповке партнёрских проектов под грифом «Дисней» наш производитель уже приступил. «Книгу мастеров» я сначала не увидел в пиратской версии, а потом не увидел в широкоформатной. Однако если глаза закрыть удалось, то уши от doulby surround не спрячешь. Смесь Диснея и «Моей прекрасной няни» – это смерть российского детского кинематографа, помяните моё слово.

Снег с дождём…

…всё чаще падал с неба, а вместе с ним падали на землю небожители. Жадная старушка Агата Кристи, которая зарабатывает на жизнь не только написанием культовых книг, но и сочинением культовых песен, решила завязать с концертами – старость не радость, как вы понимаете. Однако напоследок она ещё разок прокатилась по стране, посетив в том числе и наш Кырск. Посмотреть на братьев Самойловых пришли многие студенты и даже кое-кто из преподавателей. Коллеги, не волнуйтесь – никаких имён. (Но, по секрету – круто ведь было, да!?)
Еще один популярный вояжёр по имени Евгений Валерьевич, а по фамилии Гришковец обрадовал нас двумя спектаклями и своими откровениями на пресс-конференции. Там он, например, говорил, что в родных городах, Кемерове и Калининграде, его не любят. Трудно поверить, что будь Гришковец родом из Красноярска, «+1» остался бы местной публикой незамеченным. Неосентиментализм нынче идёт в массы на ура. Поэтому – аншлаги, фанаты и ни одной книжки в радиусе трёх кварталов от моего дома.

Мороз крепчал…

…и снеговики во дворах стали редкостью. Зато, скажем, на Книжной ярмарке в этом году встречались уникумы, которых привлекли не меркантильные лозунги вроде «Книги по ценам издательств!» (они, кстати, на деле не экономят ни рубля), а насыщенная культпрограмма – и это очень мило: мастер-классы, фестивали, встречи с известными писателями и традиционные читки современной драматургии с актёрами «Пушки». С другой стороны, ярмарка чуточку не дотянула до поры стипендий и тотального вузовского карантина, иначе, надо полагать, два огромных «сибирских» ангара книг растащили бы еще быстрее.
7 ноября состоялась очередная Музейная ночь. Это так, для статистики, поскольку те, кто о ней знали, были там и так, а те, кто узнали только сейчас, не пошли бы всё равно. Это событие давно стало «вещью в себе» – достаточно дорогой вещью, надо сказать, если отслеживать динамику цен на билеты. А нынче – «Даль закончилась ночью», ночью шумной, с тёмными лабиринтами и запахом догорающих фаерщиков. Была привычная феерия творческой молодёжи, иноземных культурных деятелей и персонифицированного авангарда, которая для следующей «музейки» выбрала интригующую тему «Коза. Лось». Что с лунатиков взять?..

Да и с синоптиков взять тоже нечего, хотя высокого столбика на термометре мы ждем ещё этой осенью. Для культурной жизни любое потепление – скорее плюс, чем минус, в том числе и глобальное. Например, теперь и до наших широт доберётся Уилл Салден с оркестром Гленна Миллера, что само по себе событие колоссальное, и которое посетить необходимо. Хотя будьте готовы к тому, что посетить его вам придётся под ручку с мамой, неделю назад взявшей штурмом кассу оперного театра.

Другое дело, что вечная мерзлота тает, и на свет выбираются чудовища древности, среди которых не только мамонты мировой музыки, но и всякий «Ласковый май». Будьте аккуратнее на сибирском гололёде!

Евгений МЕЛЬНИКОВ, аспирант

Похожие материалы