СОВЕТЫ СВЫШЕ

Встреча руководителя Рособрнадзора со студентами и преподавателями

Руководитель Рособрнадзора В. А. Болотов хорошо известен в СФУ как первый декан психолого-педагогического факультета ИЕиГН. В рамках празднования 20-летия факультета была организована встреча с Виктором Александровичем. Болотов подчеркнул, что ни в одном из университетов России нет факультета, подобного ППФ: «Вы уникальные». Но фиксироваться на воспоминаниях В. А. не стал — проблемы сегодняшнего дня для присутствующих оказались актуальнее. Меняется содержание образования, на рынке труда складывается совсем иная конъюнктура, на всех нас обрушился СФУ (то ли как подарок судьбы, то ли — стихийное бедствие), и студенты, конечно, использовали возможность обсудить волнующие их вопросы с тем, кого представили как «самого главного человека, который следит за соответствием качества высшего образования государственным стандартам».

Как оказалось, в сфере реформирования высшего образования всё очень неопределенно и не окончательно. По поводу перспектив прохождения через Думу законопроекта о переходе всего высшего образования на многоуровневую систему подготовки Болотов сказал: «Надеюсь, летом еще не пройдет…», т. е. проект не самый удачный, тем не менее он уже миновал этап министерств.
Чем магистр лучше бакалавра? Работодатели пока не делают различий между бакалавром или магистром, но как свидетельствует мировая статистика: каждый дополнительный год обучения — это вложение в завтра, более высокая зарплата, более высокая должность в будущем и т. д.

В области «ай-ти» тестом на компетенции может быть такое задание: предлагается массив данных, из которого нужно отобрать необходимую информацию, оценить ее и породить собственную. Как показывает практика, люди, в основном, ограничиваются первым попавшимся источником, в лучшем случае — двумя, оценить его умеют плохо, а создать собственный текст не могут вообще. Вот это и есть одно из умений, которому студенты должны научиться в университете: в информационном мире каждый все равно должен порождать свой продукт.

Если мировая практика все больше переходит к общему высшему образованию, которое не дает никакого права на занятие специальной деятельностью («во Франции учителей не готовят»), и для получения профессии необходимо пройти дополнительную подготовку, то в чем тогда отличие среднего и высшего общего образований? Получается, что в нынешних поколениях стандартов отличий нет. В разрабатываемых сейчас «стандартах третьего поколения» пытаются прописать «компетенции»: что должны уметь школьники, чтобы успешно учиться в вузе, и что должны уметь выпускники вузов, чтобы быть успешными в профессиональной деятельности. Прописать эти компетенции очень нелегко («Не в наших москвах, а в ваших «умах» (имеются в виду УМО) разрабатываются тесты, которые потом все ругают»), хотя по некоторым направлениям ясность наступает. Студентам же таких специальностей, как «связи с общественностью» (на которые есть спрос, но нет отработанных учебных планов) Болотов советует привлекать к преподаванию как можно больше профессионалов и как можно раньше уходить на реальную практику.

Идеальный студент, по мнению Болотова, должен уметь самостоятельно работать с информацией и быть способным к самоорганизации, уметь спроектировать свою деятельность («Старая песня «от сессии до сессии живут студенты весело» — один из вариантов такой самоорганизации, но сегодня вряд ли эффективный»).

В. А. Болотов назвал 3 основные вектора развития, которые нужно иметь в виду, встраивая факультет в систему нового вуза.

  1. Работа с рынком труда, с гильдиями, т.е. не с отдельными работодателями, а с их объединениями, потому что только они могут выработать требования к подготовке. «Если этого нет — считайте, что вас готовят в никуда». Но здесь очень важно найти грамотных партнеров.
  2. Выход преподавательского корпуса на широкие профессиональные коммуникации. Как только начинается местечковость — «мы сами все знаем» — происходит вырождение. Для развития нужна конкуренция, не дисквалифицирующая, а задающая развитие.
  3. Поскольку нашим специалистам уже есть что рассказать профессиональному сообществу не только России, но и мира, надо думать о создании Центра повышения квалификации.
Валентина ЕФАНОВА