Зацепить на крючок интереса

Какие необычные задания вам приходилось выполнять во время учебного процесса?

Юлия Симоненко, 3-й курс, факультет прикладной экономики и управления экономическими системами, Институт цветных металлов и золота: «В форме игр у нас иногда проходят занятия по менеджменту. В.В.Белозёров предлагает нестандартные подходы в его изучении. Однажды, например, мы пытались воспроизвести работу целого предприятия. Группа поделилась на несколько подгрупп, каждая из которых «становилась» самостоятельным отделом — бухгалтерией, отделом маркетинга и т.п. Мы покупали, продавали, считали прибыль.

Мне кажется, что подобная форма проведения семинаров помогает эффективнее освоить теоретический материал. Впоследствии это поможет сориентироваться в той или иной ситуации, когда мы будем непосредственно работать в фирме. Всем известно, что студент — это такой человек, которого надо заинтересовать. Обычной лекцией это сделать сложно. Нужно искать новые формы преподнесения материала, предлагать студентам необычные задания.»

Самохвалов Антон, 2-й курс, факультет горного дела и геологии, Институт цветных металлов и золота: «Могу привести в пример только задание, которое мы выполняли на практике. Мы собирали образцы камней в разных частях нашего города, а затем готовили доклады (защищали практику) о том, какие виды горных пород есть в различных районах Красноярска. Такого рода выезды позволяют приобрести практические геологические навыки.»

Люся Коробанько, экономический факультет, 5-й курс ИЦМиЗ: «Работая над курсовой в прошлом году, мы проводили маркетинговое исследование среди студентов нашего университета. Мы просили ответить на вопрос: «Должен ли вуз трудоустраивать выпускников или эта задача лежит полностью на плечах студента?» Результаты были ожидаемы: абсолютное большинство опрошенных были уверены, что институт обязан помогать молодым людям в трудоустройстве. С этими материалами мы выступили на Днях Науки и заняли второе место.

Ещё ярким и необычным было задание устроить у себя в аудитории кафе. Группой из 5 человек мы составили бизнес-план, рассчитали прибыль, убытки нашего «стихийного» кафе, настряпали сами пирожки и продавали своим же одногруппникам. Было весело и интересно почувствовать на себе, каково это — быть владельцем заведения быстрого питания.»

Аня, 4-й курс, теплоэнергетический факультет, Политехнический институт: «Для темы «Экологическая экспертиза» в этом году нам нужно было творчески оформить и живо преподнести законы. Мы сделали большую-большую газету, на которой были нарисованы мальчик и девочка, держащие шарики. В них и были сами законы. Я получила кучу положительных эмоций, выполняя задание, потому что на какое-то время «впала в детство». Было забавно рисовать, раскрашивать, придумывать. По сути, мы искали неординарный выход для решения тривиальной задачи.»

Настя Иванова, 2-й курс, инженерно-педагогический факультет, Политехнический институт: «На нашем факультете, на самом деле, часто задают необычные задания, причём каждому студенту. Вот сейчас, например, мне нужно разработать собственный тренинг по общению. Это задание по курсовой работе. Думаю, что тренинг будет проходить в форме игры. Пока я провожу исследование, изучаю проблему, собираю материал».

Яна Викулова, Света Дмитриева, Нина Калеева, 2-й курс, инженерно-педагогический факультет, Политехнический институт: «Мыслить креативно нас учили на предмете «Теория решения изобретательских задач». Нам нужно было разработать предмет, который ещё не существует в мире, чтобы получить зачёт.

В нашей группе была придумана куча интересных и полезных вещей. Например, мухобойка, которая излучала бы электромагнитные лучи, убивающие насекомых. Специальные датчики прикреплялись бы на окна, двери, и человека бы совершенно не беспокоили надоедливые мухи и комары. Расчёска, которая при соприкосновении с волосами выделяет лак, бесшумный пылесос и много чего другого. Все эти разработки можно было бы запатентовать и всерьёз заниматься их производством. Правда, для этого нужны деньги.»

Дмитрий Кунстман, 3-й курс, факультет прикладной экономики, Институт цветных металлов и золота: «На первом курсе я принимал участие в игре на тему «История Красноярска и Красноярского края». Она проходила в краевой библиотеке, где встретились команды из разных вузов. Были различные конкурсы: домашнее задание (заранее приготовленная веселая сценка на представление команд), тест по истории края, задания на знание старых улиц Красноярска и многое другое. Наша команда заняла почетное второе место. За участие в этой игре нас поощрил преподаватель, но и для нас самих тоже было интересно узнать побольше об истории родного города, причем не просто в виде лекции, а в необычной форме. Кроме того, было очень интересно общаться со студентами других вузов.»

Александр Серков, 2-й курс строительного факультета, Институт архитектуры и строительства: «На первом курсе для студентов был такой вариант по теоретической механике — построение купола. Набирали группу, которая собирала материалы для строительства, затем обрабатывали дерево, высушивали его, вытачивали металлические запчасти, потом все это собирала в купол. А потом его увезли за город на территорию лагеря нашего института. Участие в строительстве было по желанию, но все-таки решившихся, конечно, поощрили. На мой взгляд, такой подход к предмету более эффективен. Даже сравнивать нечего: или сидеть на лекциях, представлять всю теорию у себя в голове, или это видеть реально и понимать. На практике освоение учебного материала происходит гораздо успешнее.»

Сташкив Алена, 2-й курс, экономический факультет, Институт архитектуры и строительства: «На первом курсе на предмете «Деловое общение» по теме «Передача информации» семинар проходил в необычной форме. Несколько человек получили от преподавателя довольно большой текст, который нужно было рассказать другому человеку. В процессе такой игры мы наглядно убедились, что последний, четвертый по счету, человек получает не более 10% информации. Было интересно также пронаблюдать на конкретных примерах, как человек доносит информацию.

На уроке английского языка мы однажды получили задание сочинить стихотворение на русском языке, перевести его на литературный английский. Мне это показалось интересным, поскольку нужно было проявить творческий подход.

Сейчас для наших студентов альтернативой расчётно-графического задания по статистике является проведение социологических опросов. Девушки и юноши проводят социологические опросы на различные темы в разных местах города. Мне кажется, что очень хорошо именно то, что преподаватель дает выбор студентам. Ведь для кого-то проще скопировать информацию из Интернета и на ее основе производить расчеты, а кому-то больше нравится общение с людьми. А когда есть выбор — это намного лучше!

Я считаю, что творческое отношение преподавателей к предмету необходимо, это сделает лекции-семинары более интересными, живыми, доступными. Но все же и в этом должна присутствовать система. Если существует новый подход, он должен быть систематическим, чтобы знания лучше усваивались.»

Саломатов Вячеслав, 2-й курс, инженерно-экологический факультет, Институт архитектуры и строительства: «На первом курсе преподаватель английского языка дала мне индивидуальное задание. Поскольку в иностранном языке я практически ничего не понимал, да еще и был приезжим, мне нужно было совершить пешую экскурсию по городу, а потом написать об этом доклад и защитить его на английском. Таким образом, я убил двух зайцев — ознакомился с наиболее известными местными достопримечательностями и «погрузился» в изучение языка. Это было необычно и очень познавательно. Защитил свой реферат я успешно, но самое главное для меня оказалось то, что выполнение задания я превратил в веселое времяпрепровождение. Я ходил по городу и пел песенки на английском языке. Это было уже личное испытание — попытаться разрушить некие социальные рамки — но это уже из области психологии : ))»

Мерзлякова Ольга, 2-й курс, факультет филологии и журналистики, Институт естественных и гуманитарных наук: «В рамках занятий по английскому языку мы сейчас планируем сделать реалити-шоу, предположительное название которого «Университет». Мы хотим снять это на цифровую камеру и потом смонтировать небольшой фильм, минут на 5-7. Здесь мы, студенты, уже проявим собственную инициативу, поскольку преподаватель дала нам задание только придумать сценарий реалити-шоу и разыграть его на уроке. Но мы, как люди творческие, решили пойти дальше! Пока наш проект находится в разработке: придумываем сюжет, персонажей, которые там будут, образ для каждого, интригу, выбираем место. Основная задумка — показать эксперимент над студентами, которые не знают, что над ними проводится опыт (какой — пока не придумали), но в итоге студенты все узнают.

Для нас такие задания не редкость. Мне это очень нравится. Это заставляет думать, придумывать, пользоваться дополнительными источниками. Помимо реалити-шоу, могу привести пример, когда мы делали презентацию об американском образовании, которую показывали не только в своей группе, но и первому курсу.»

Екатерина Врагова, Мария Ильбекина, 2-й курс факультета искусствоведения и культурологии, Институт естественных и гуманитарных наук: «Необычна была тема нашей курсовой работы — «Человек и абсолют». Каждый выбирал себе одну из религий и рассматривал отношения человека и Бога в каком-либо священном тексте. Я писала о кришнаитах, потому что это довольно актуально. Они есть даже в нашем городе. Религия становится всепроникающей, и было необычно общаться с представителями такой религиозной ветви. Было интересно изучать именно то, что живо сейчас, касается нас каждый день, а не просто мертвую науку, которая потом может и не пригодиться. К тому же на нашем факультете задают такие курсовые работы, которые практически невозможно где-то заказать, и мы все делаем сами. Ведь на то и высшее образование, чтоб человек учился думать сам.

Еще у нас была резьба по дереву и лепка — уже сами по себе очень необычные и интересные предметы. Кроме того, мы занимаемся анализом произведений искусства — живописи, архитектуры. Ищем символы, которые не заметны глазу простого обывателя. Сложно, конечно, но очень занимательно и важно для профессии.»

Александра Демиш, 3-й курс, физический факультет, Институт естественных и гуманитарных наук: «Для нас, физиков, необычным показалось написание сочинения по ассоциациям. Давалось два слова, и на основе возникающих ассоциаций нужно было описать связь между ними. Самым интересным оказался «разбор полетов». У некоторых получались целые рассказы! Было очень интересно и уж, конечно, лучше, чем написание обычного диктанта. Хотелось бы побольше таких необычных подходов от преподавателей, но, к сожалению, у нас такое бывает крайне редко. Наверное, на гуманитарных специальностях дело обстоит иначе.»

Мария Савченко, 4-й курс факультета математики и информатики, Институт естественных и гуманитарных наук: «По системно-прикладному программному обеспечению преподаватель дал нам задание самостоятельно изучить одну из тем и составить по ней экзаменационные вопросы. Я выбрала тему, которой нет в программе нашего обучения, просто она интересна мне. Кроме этого нужно было составить слайды и защитить свой мини-проект в виде презентации. Это делается по желанию, для себя.»

Дрозд Яна, 2-й курс факультета филологии и журналистики, Институт естественных и гуманитарных наук: «Наверно, самое интересное задание, которое мы получали за все время, пока обучаемся, — это сбор летней фольклорной практики. Проходило это очень необычно. У нас был выбор: если у кого-то была возможность выехать в деревню или другой город, нужно было собирать фольклор там, или же заниматься этим на месте, если есть знакомые (ну или не знакомые) бабушки-дедушки, готовые поделиться фольклорной информацией. Одногруппники часто рассказывали, что, когда приезжали в какую-нибудь деревню и предлагали бабушкам спеть частушки или песни, многие отказывались, потому что стеснялись именно того, что их будут записывать. Но у меня ситуация была проще: моя родная бабушка и бабушка знакомых знали очень много частушек, записали мне две песни. И надо сказать, бабушки оказались не промах! Было там достаточно много ненормативной лексики :)»

Анастасия Андронова,
Олеся Герасименко

Многие опрошенные нами студенты просто не могли вспомнить никакого оригинального задания, а жаль!

Что касается нашего любимого факультета филологии и журналистики, то в течение всего опроса нас не покидала гордость за него. Мало того, что нам часто задают оригинальные задания, так ещё и многие занятия проходят в необычном режиме. Нередко к нам приходят в гости знаменитые и успешные журналисты, пиарщики, которые рассказывают кучу занимательных и полезных вещей.

Пожалуй, одни из самых креативных преподавателей работают у нас на кафедре иностранного языка. На занятиях английского мы то поём песни, то готовим презентации, то устраиваем пресс-конференции — преподаватели используют нестандартные способы подачи материала, и это не может не нравиться.

А как вам такое задание по «мастерству журналиста»: устроиться на 3 разных работы, а потом написать об этом? Не слабо?:))