НА ПУБЛИЧНОЙ ЛЕКЦИИ Я НЕ БЫЛ…

В статье «Гуманитарий в России и Европе: моя твоя не понимает» («СФУ», 4 апреля) по материалам публичной лекции филолога К. А. Богданова речь шла о том, что понятия гуманитарий и интеллигент в европейской традиции, в отличие от российской, не только не совпадают, но являются почти антагонистичными. Мы получили отклик на эту публикацию.

НА ПУБЛИЧНОЙ ЛЕКЦИИ Я НЕ БЫЛ…

…но хочу слегка возразить «наш. корр-ту». Во-первых, «моя твоя не понимает» мной воспринимается не как шутливая фраза, а как серьезное препятствие в качественной подготовке новых поколений нашей интеллигенции. А ведь каждый вуз готовит интеллигентов. В большинстве зарубежных стран это понятие употребляется реже, чем в России. Там чаще говорят интеллектуалы, профессионалы. Есть ли разница? Конечно. Эти наименования отражают разные формы одного и того же явления — социального слоя людей профессионального умственного труда высокой квалификации, требующего специального образования и выполняющего особенно сложные общественные функции. Интеллигенты, интеллектуалы, профессионалы — это кто? Инженеры и врачи, писатели и официанты, священнослужители и библиотекари. Что между нами общего? Они развивают культуру и внедряют ее достижения в жизнь. Но юрист делает это не так, как архитектор. Однако все названные и многие не названные специалисты необходимы хоть на Западе, хоть в России или Армении.

НАША СПРАВКА. Беленький Владимир Хононович, доктор философских наук, профессор. Работает в ИЦМиЗ с 1963 г. Руководит аспирантурой. Автор около 10 монографий, множества статей. Постоянно печатается в центральных журналах. В последние годы занимается проблемами социальной структуры общества. Этой теме посвящены две последние монографии — «Проблемы современной российской интеллигенции. Опыт социологического анализа» (Красноярск. 2005) и только что вышедшая в соавторстве с Э. В. Даниловой и В. В. Луневым «Социальная структура современного российского общества» (Красноярск. 2006). Телефон для справок: 347-345

Во-вторых, сейчас часто резко противопоставляют профессионалов и интеллигентов. Делают это в разных формах: одни недовольны интеллигенцией и даже предлагают заменить ее название, другие расхваливают интеллигенцию и поносят интеллектуалов, третьи утверждают, что интеллигенции у нас уже нет и т. д. А между тем, различия между интеллигенцией и профессионалами уменьшаются. Российская интеллигенция все четче ориентируется на профессионализм, который присущ западной интеллектуальной элите. А последняя все больше проникается духом гражданственности, пониманием значимости не только профессиональной, но и социальной активности. Эти тенденции движимы объективными факторами, но важно их сознательно поддерживать и развивать. Это — важнейшая задача вузов.

Наконец, совершенно неверно отождествлять интеллигенцию и гуманитариев. Гуманитарная, техническая, художественная и т. д. интеллигенция — составные части целого. А то ведь можно договориться до того, что в нашем университете в одних его подразделениях готовят интеллигентов, а в других — лишь специалистов.

Стать настоящим интеллигентом-профессионалом непросто, но к этому надо стремиться. Это — путь к успешной карьере, к высокому авторитету и уважению. Каков этот путь, как направить усилия студентов и педагогических работников в этом направлении — тема отдельного разговора.


Владимир БЕЛЕНЬКИЙ, профессор ИЦМиЗ