И все-таки успела!

Денис ЛЬВОВ, аспирант

Однажды в мою бытность еще студентом в начале декабря одна преподавательница во время лекции сказала примерно такую фразу: «Вы чувствуете, как неумолимо пахнет Новым годом?» И одна из сидящих за партой девушек ответила: «Неумолимо пахнет сессией!» И вся студенческая группа одобрительно рассмеялась. Действительно, в декабре студенческие мысли часто намного больше заняты подготовкой к экзаменам, чем к празднику. Но по крайней мере у нас никогда не было экзаменов непосредственно 31 декабря. А вот у моей мамы такое однажды случилось!

Училась она тогда на первом курсе в Красноярске в Технологическом тогда еще институте. А жила в Ачинске. Ну и конечно, Новый год – праздник семейный – хотелось встретить дома. А тут их группе поставили экзамен на 9 утра 31 декабря. «Ну да ладно, - подумала мама, - долечу на самолете. Да и всё-таки с утра сдавать начнем, не вечером же». А в то время еще летали небольшие такие самолетики между Ачинском и Красноярском, и добраться из одного города в другой можно было буквально за полчаса. Аэропорт для них был там, где сейчас находится район с говорящим топонимом Взлетка.

И всё вроде бы было не так уж и плохо. Только мама ходила не на все лекции и к экзамену не готовилась из принципа: считала, что пора отдохнуть после трудолюбивой школьной поры. Правда, химию она любила и потому еще в школе прочитала много сверх программы, благодаря чему и поступила в институт без проблем. Собственно на этих заготовленных заранее знаниях она и продержалась весь семестр и не собиралась изменять себе в сессию.

И вот пришел утренний час экзамена. Первого в их жизни вузовского экзамена. Все думали, что он продлится максимум до обеда. Ведь и преподаватель же тоже человек! Но всё оказалось не так-то просто. Мама не пошла в первых рядах, надеясь, что успеет домой к вечеру. Но сомнения стали посещать её с того момента, как первый сдавший вышел лишь через два часа после начала экзамена. Предмет сложный. Преподаватель прекрасно в нём разбирался, за что его и уважали студенты. И оказалось, что спрашивает он совсем не формально. Для него было важно, чтобы отвечавший действительно понимал, о чём говорит, а не просто выкладывал вызубренное. И поэтому он задавал много дополнительных вопросов. Да ещё и любил поговорить просто «за жисть». В общем, отвечали ему и по часу,и по полтора…
Когда мама зашла в аудиторию, оказалось, что экзаменатор вовсе не намерен делать подарки в честь праздника, хоть и напоминал своими сединами и бородой Деда Мороза. К несчастью некоторых студентов, они получали «неудовлетворительно», а значит, отправлялись не только праздновать Новый год, но и готовиться к пересдаче. Это, конечно, добавляло нервозности в и без того напряженную атмосферу предновогоднего дня.

Но всё же билет попался не самый сложный, и мама чувствовала, что сможет ответить. Когда она пересела на первую парту – место, которое занимал тот, кто хотел идти отвечать следующим – свой билет рассказывал ее одногруппник. И он запнулся, ответил что-то не так. А это означало, что преподаватель сейчас будет его спрашивать еще основательнее, чем обычно. И мама, конечно, занервничала ещё больше. Не из-за вопросов, ответы на которые она уже приготовила, а из-за того, что и так уже был третий час дня.

Но тут она поняла, что знает ответ на вопрос, заданный одногруппнику. И она решила помочь ему: стала писать нужную формулу у себя на листе, но так, чтобы отвечавшему было удобно его прочитать – писала вверх ногами и справа налево (такой способ нашему поколению, отягощенному современной техникой, в страшном сне бы не приснился). Одногруппник всё увидел и смог ответить. Вполне возможно, что эта помощь ближнему сэкономила несколько драгоценных, как потом оказалось, минут.

Наконец, мама сама села отвечать. Ее хромающая посещаемость сыграла с ней злую шутку: она отвечала не совсем так, как было нужно. Но всё же подготовка сверх школьной программы помогла. Благодаря дополнительным вопросам преподаватель понял, что мама хорошо знает, а главное, понимает предмет. Итогом стала «четвёрка» в зачетке. Теперь помимо самого Нового года был ещё один повод для празднования – пересдачи не будет!

Но до праздничного стола ещё предстояло добраться. Мама быстро вернулась в общежитие – благо оно также было в центре – и поехала в аэропорт в надежде быть дома за несколько часов до наступления Нового года. Но тут ждало разочарование: все билеты на последний самолет уже были проданы. И ей пришлось снова ехать через половину города, теперь уже на железнодорожный вокзал. А ведь уже стемнело! Здесь ей наконец повезло: у касс совсем не было очереди. Она взяла билет до Ачинска.

Домой мама зашла без пятнадцати двенадцать. Родители её уже и не ждали: ведь в то время не было сотовых. Она успела встретить Новый год в семейном кругу. А как ей потом рассказали одногруппники - последний отвечавший ушел с экзамена уже после 22 часов…

Похожие материалы