Неспортивный интерес к большой энергетике

Поводом для встречи с доктором технических наук, преподавателем Политехнического института СФУ Евгением Анатольевичем Бойко послужили результаты рейтинга по итогам 2009 года. Самый высокий балл среди учёных ПИ набрал именно он.

– В школьные годы я никогда не был отличником или, как сейчас говорят, ботаником, – вспоминает Евгений Анатольевич. – Зато мне очень нравился спорт: активно занимался лыжами и футболом, в обоих видах – первый разряд. Приходилось часто ездить на разные сборы и соревнования, пропускать занятия в школе. После 8 класса, когда мы сдавали первые экзамены, вдруг осознал, что либо надо идти в большой спорт, либо браться за ум.

Видимо ум всё-таки был, потому что закончил с отличием сначала Канский политехнический техникум, а затем и Красноярский политехнический институт. В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Совершенствование и внедрение комплексного термического анализа твёрдых органических топлив для выбора рациональных способов и устройств подготовки канско-ачинских углей». Через 15 лет стал доктором наук.

Кажется, всё ясно, тем более история не терпит сослагательного наклонения. Однако сам Евгений Анатольевич считает, что переломным в его жизни стало одно обстоятельство:

– После окончания техникума у меня был год, чтобы поработать по специальности на Красноярской ТЭЦ-1. Первые записи в трудовой книжке – машинист-обходчик и машинист котла. Я узнал специфику профессии изнутри, а это немаловажно. Очень хорошо тогда понял, для чего нужно закончить вуз, куда я потом вернусь и кем смогу работать.

На третьем курсе института, когда в зачётке были одни «пятёрки», стал размышлять, что устроиться на ТЭЦ я всегда успею, здесь мне всё понятно. А не пойти ли в аспирантуру, не написать ли диссертацию? В то время кафедру возглавлял очень авторитетный профессор Игорь Сергеевич Деринг. Это своего рода «звезда» в энергетике – многие его разработки, связанные с технологией сжигания углей, до сих пор используются на современных котлах, в том числе на Берёзовской ГРЭС и Красноярской ТЭЦ-2. Здесь же работал и ученик Деринга Виталий Алексеевич Дубровский, который, в свою очередь, стал моим наставником.

– Теперь Вы уже сами ведёте учеников в науку...

– …И отношусь к педагогике не менее серьёзно, чем к научной деятельности. Только тут не железки, патенты и статьи, а живые люди, и работать с ними гораздо сложнее. Я люблю всех своих студентов, в них вкладываюсь, смотрю на 10-15 лет вперёд и уже получаю результаты. Судите сами: один из первых моих дипломников Дмитрий Юркевич – уже генеральный директор ТГК-8 (г. Астрахань). Он окончил вуз всего 12 лет назад.

– Сколько нужно времени, чтобы понять – выйдет ли из студента толк?

– Если поверхностно, то минут 15, а если серьёзно, то по-разному бывает: кого через три месяца определяешь, кого-то через год. В основном у нас мужской состав. Тепловые станции – это же не вязание спицами, здесь не каждая девушка выдержит. Хотя мне приходилось видеть, как машинистами котлов и турбин на ТЭЦ работали женщины. Станция – конечно, не шахта, но шум, пыль, вибрация, тепловые нагрузки, ночные смены не приносят пользу здоровью…

– Тема Вашей докторской диссертации явилась продолжением кандидатской, и потребовалось целых 15 лет…

– Вполне нормальный срок. Я никуда не торопился, не форсировал, не ставил цель – написать докторскую, а просто решал реальные проблемы современной энергетики, пытался систематизировать полученные данные, что и вылилось в диссертацию «Комплексное исследование и учёт реакционной способности энергетических углей в практике моделирования и совершенствования теплотехнологических процессов и оборудования».

Тема перекликается с региональными задачами большой энергетики. На наших ГРЭС, ТЭЦ существует проблема эффективного сжигания канско-ачинских углей. Или вот ещё пример. В 2008-2009 годах по заказу «Енисейской ТГК» (ТГК-13) мы исследовали проблему шлакования поверхностей нагрева паровых котлов компании при сжигании непроектных топлив. Парадокс, но каждый котёл рассчитан на определённую конкретную марку топлива. Собственником ТГК-13 является СУЭК, а это порядка 60-ти угольных разрезов по всей России.

Когда энергетики отправляют наш бородинский уголь в Китай на продажу, то потом, чтобы не возвращаться с пустыми вагонами, они загружают в Чите харанорский уголь и привозят его сюда. С точки зрения логистики – эффективное экономическое решение, но экономисты не знают, что наши котлы не рассчитаны на сжигание харанорского угля. Соответственно у генерирующей компании возникает проблема – как использовать этот уголь? Если в смеси с бородинским, то в каких пропорциях, какие мероприятия на котле предусмотреть: реконструкцию, модернизацию, использование средств очистки? Работая над задачей, я понял, что нельзя узко смотреть на проблему, и предложил комплексный подход, потому что всё взаимосвязано: вопросы шлакования, выгорания, надёжности, складирования топлива, шлакоудаления. СУЭК меня поддержал, и есть надежда, что в нынешнем году работа будет продолжена.

Мы постоянно сотрудничаем с ведущими научными школами Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Томска, Иркутска. Думаю, научного материала в этой области хватит ещё не на одну докторскую диссертацию. Столько вопросов… Как снизить интенсивность шлакования, повысить эффективность выгорания топлива и КПД паровых котлов? Как нивелировать качество поступающего топлива?… Даже если топливо поступает с одного разреза, по качеству оно бывает разным, в зависимости от глубины залегания и ширины пласта.

– Вы автор 18 изобретений и 11 свидетельств на официальную регистрацию программ.

– Есть у меня патенты на модернизацию топочных и горелочных устройств, на реконструкцию систем пылеприготовления.
Внедрено несколько изобретений, касающихся предварительной термической подготовки топлива. Испытания мы проводили на единственном в России огневом стенде, который находится на нашей кафедре.

Разработки уже внедрены в промышленное производство, в частности на Красноярской ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, на Ачинском глинозёмном комбинате, Красноярской ГРЭС-2, Назаровской ГРЭС, Минусинской ТЭЦ, ТГК-13 и ряде других организаций. Полученные в ходе исследований результаты активно используются в учебном процессе.

СПРАВКА
На Всероссийской выставке-конгрессе «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» (г. Санкт-Петербург, 2003) разработка Е.А. Бойко «Научно-методическое и программное обеспечение для отработки оперативных задач управления энергетическим оборудованием» награждена дипломом I степени (с вручением медали).

– Другое направление, которым Вы активно занимаетесь последние десять лет, – разработка имитационных тренажёрных комплексов для подготовки оперативного персонала станций.

– Начинали мы вроде издалека – с систем мониторинга, контроля за паровыми котлами, турбинами и энергоблоками тепловых электростанций, а потом научились разрабатывать имитационные модели, не уступающие по сложности реальным технологическим процессам. Если знаний хватает, то почему бы не создать собственный программный продукт? Таким образом, мы открыли для себя нишу, никем не занятую. Наши имитационные компьютерные тренажёры сейчас широко используются в отечественной энергетике и учебном процессе МЭИ, СПбГТУ, УГТУ-УПИ и т.д.

– Что собой представляют эти уникальные тренажёры?

– Благодаря специальному программному обеспечению у человека, сидящего перед монитором компьютера, возникает ощущение, что за стеной – реальный энергоблок: котёл или паровая турбина. Специалист отрабатывает навыки решения оперативных задач (они бывают режимные и аварийные, в зависимости от ситуации) от простого к сложному, от непонятного к понятному по определённым алгоритмам и методикам. Так, обучаясь, человек растёт профессионально. Все программы для тренинга мы выполняли с учётом пожеланий конкретного заказчика, а у каждой станции – своя специфика, вплоть до учёта нумерации и обозначения арматуры. Программный продукт пишется примерно год – процесс трудоёмкий. В последнее время приходится отказывать руководству некоторых энергетических предприятий лишь потому, что катастрофически не хватает времени, рук. Одновременно выполняем исследования по гранту РФФИ. Кроме того, я заместитель директора института по учебной работе и здесь приходится многое «разгребать»… Бывает, очень сильно донимает сотовый телефон, выбросить бы его…

– А как же любимый спорт?

– К лыжам я немного охладел, но активно занимаюсь оздоровительным бегом. Что касается футбола — являюсь капитаном команды преподавателей ПИ СФУ. Недавно был турнир по мини-футболу между нами, командой ТГК-13 и студенческими командами теплоэнергетического и электромеханического факультетов ПИ СФУ, посвящённый Дню энергетика.

– И как?

– Победила команда преподавателей, конечно!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы