Изучить и понять

О преступности несовершеннолетних в России и Германии

В феврале прошлого года в нашей газете было опубликовано большое интервью с Ольгой Зигмунт. Научный сотрудник Института криминальных наук Университета г. Гамбурга рассказала о проведённом в декабре 2008 года в школах города Красноярска опросе школьников девятых классов – темой которого стало их преступное поведение и виктимный опыт. Это исследование было организовано сотрудниками Института криминальных наук Университета г. Гамбурга и проведено при активной поддержке криминологов кафедры деликтологии и криминологии Юридического института СФУ и лично профессора Николая Васильевича Щедрина. А этой зимой специально для нашей газеты Ольга Зигмунт прислала анализ исследования, как и обещала.

Ольга ЗИГМУНТ

Прежде, чем планировать профилактические мероприятия отклоняющегося поведения несовершеннолетних, такое поведение необходимо изучить. Уголовная статистика даёт достаточно ограниченное представление о состоянии преступности. С целью получения более достоверной картины происходящего проводятся исследования преступности несовершеннолетних на основе самоотчётов.

Исследованию 2008 года предшествовали опросы школьников, проведённые в 2000-м году в Волгограде и четырёх немецких городах: Гамбурге, Ганновере, Лейпциге и Мюнхене. На этот раз с российской стороны к Волгограду добавились два российских города: Красноярск и Санкт-Петербург, а из числа немецких городов в повторном опросе приняли участие учащиеся города Гамбурга.

Первый же анализ данных подтвердил результаты исследования девятилетней давности: уровни насильственной преступности среди несовершеннолетних в обеих странах практически одинаковы. Разница – в структуре преступности. Так, немецкие школьники наносят больше телесных повреждений, чем школьники в России. В свою очередь российские школьники активнее в совершении насильственно-корыстных преступлений, таких как разбой или вымогательство. У школьников в России и Германии просто разные мотивы совершения преступлений: у российских подростков – это получение материальной выгоды в короткие сроки, а у немецких – попытка самоутвердиться посредством применения силы, что, кстати, более свойственно этому возрасту.
Другой важный результат нашего исследования – это повышение в российских городах, по сравнению с 1999 годом, готовности жертв преступлений из числа несовершеннолетних сообщать в милицию о случившемся. Такой результат наблюдается по всем исследованным нами видам преступления: разбоям, вымогательствам, угрозой оружием и нанесением телесных повреждений. Причины таких изменений требуют специального изучения. На первый взгляд наиболее реальными представляются две из них.

Во-первых, благодаря целенаправленным мерам воспитательной и образовательной политики последних десяти лет, вероятно, произошёл подъём правосознания среди определённых групп подростков. А следовательно, и предпочтение при решении подобного рода конфликтных ситуаций стало отдаваться, в большей степени, не собственным силам и средствам, а силам и средствам уполномоченных на это правоохранительных органов.

Во-вторых, на повышение готовности к контактам с милицией могла повлиять такая мера, как введение должности школьного инспектора в городских общеобразовательных школах. Наряду с основной задачей школьных инспекторов – ранним выявлением преступлений, благодаря регулярному присутствию в школе сотрудников в форме и их успешной интеграции в школьный коллектив, у подростков, очевидно, произошло снижение порога недоверия к правоохранительным органам.

Справедливости ради хотелось бы отметить, что как раз Красноярск, где уже в 1994 году впервые в стране милиционеры были направлены для непосредственной работы в общеобразовательные школы города, явился, по сути дела, родоначальником института школьных инспекторов. Тогда постановлением главы администрации Свердловского района за счёт средств местного бюджета были дополнительно введены в штат ОППН Свердловского РУВД 17 инспекторов. На сентябрь 2008 года институт школьных инспекторов был введён в 74 из 83 субъектов Российской Федерации с общей численностью около 6 000 сотрудников.

Изучение общественных феноменов, каковым является и преступность несовершеннолетних, должно сопровождаться пониманием его причин.

Сама по себе криминальная активность в подростковом возрасте обладает двумя свойствами – это явление нормальное и временное. Нормальное, потому что почти все, даже законопослушные граждане, хотя бы раз совершили что-то противоправное в подростковом возрасте. С позиции психологии развития это объяснимо возрастными особенностями, такими как желание доказать что-то себе и другим, проверить границы возможного и т.д. А временное, потому что с наступлением возрастной зрелости преступная активность в большинстве случаев ослабевает или вообще проходит.

Для объяснения причин совершения отдельных видов преступлений необходимо изучить среду проживания подростков, социально-экономическое положение их семей, их ценности и установки, способность к самоконтролю. А это является очередным шагом нашей исследовательской работы.


На фото: О. Зигмунт и Н.В. Щедрин

Похожие материалы