Вечные ценности Елены Камбуровой

Узнав о том, что я собираюсь на концерт Елены Камбуровой, знакомая (музыковед) холодно заметила: «Какие у неё теперь вокальные данные? Нет, мне это неинтересно…». Сколько людей — столько и мнений.

Приезд Камбуровой лично для меня – встреча с легендой отечественной музыки, возвращение в детство и юность, когда по Всесоюзному радио часто звучал её необыкновенный, волшебный и всегда узнаваемый голос. Мы выросли на мультиках, в которых она пела за героев «Пони бегает по кругу», «Умка» и др. Кто не помнит в советском прошлом «Гренаду» или «Маленького принца» с его выдуманной звёздной страной?

… «В жизни у каждого сказка своя…» — и эту сказку подарила своим слушателям на Вербное воскресенье певица, актриса, основатель и художественный руководитель московского Театра музыки и поэзии, народная артистка России Елена Камбурова.


ДОСЬЕ
Камбурова Елена Антоновна родилась 11 июля 1940 года в Новокузнецке в семье инженера и врача. В 1966 году окончила эстрадное отделение Государственного училища циркового искусства, а позже — отделение эстрадной режиссуры ГИТИСа. Народная артистка России (1995 г.), член Союза театральных деятелей, с 1992 г. является художественным руководителем основанного ею Театра музыки и поэзии, объединяющего под своей крышей певцов камерного жанра. В марте 2010 года Театр Камбуровой получил Московскую ежегодную театральную премию «Гвоздь сезона» за спектакль «Времена… года…».
У Елены Камбуровой — греческие корни, и она поёт не только на русском, но и на французском, польском, греческом языках.

Искать. Верить. Любить

Сколько бы она ни приезжала в наш город, всегда на концерте видит знакомые лица красноярцев, которые в своё время открыли ей местную достопримечательность — «Столбы», познакомили со своей авторской песней, с шедеврами живописи, словом – приняли в большую дружную семью, как родную. Кто они? Гидролог, инженер, майор милиции в отставке, офтальмолог; профессии разные — сущность одна.
Почти каждый раз, приезжая в Красноярск, Камбурова бывает на могиле художника Михаила Молибога. Более 20 лет назад, когда певица впервые выступала в нашем городе (пела в душном зале ведомственного ДК после профсоюзного собрания), он был поражён её талантом и потом всегда встречал Елену Антоновну в аэропорту или на железнодорожном вокзале. Свою картину «Дева Мария» Молибог писал с Камбуровой. Давняя это история… С тех пор сильно поредели ряды ровесников певицы, но память осталась…

«Я сегодня мысленно усадила в зал всех, кого больше нет с нами, — с грустью говорит после концерта Елена Антоновна. — Мои зрители — зримые и незримые, для них я живу, для них существует мой театр. Они дают мне силы, уверенность, мужество идти дальше. Искать. Верить. Любить. Письма слушателей — это мой гонорар: их улыбки, глаза, слёзы… В каждом городе во время гастролей есть люди, которые не пропускают ни одного моего выступления. Долгие годы всё, что я делала, считалось антисоветским, антинародным. Интонация моя не подходила ко времени, но и тогда были те, кто ездил следом за мной на концерты в другие города, несмотря на то, что голос уже перестал звучать по радио и на телевидении».

Не покидай меня, весна…

Песней «Не покидай меня, весна…» на стихи Юлия Кима и музыку Владимира Дашкевича Елена Камбурова открыла свою концертную программу в Красноярске. Гипнотическая энергетика, идущая со сцены, захватила и околдовала… Следом зазвучало «Вербное воскресенье» Елены Фроловой и — мороз по коже, слёзы в зале… Каждый очередной номер — мини-спектакль. И начинаешь понимать: глубокая философия, искусство перевоплощения, напряжённая работа ума — всё это о Камбуровой.
Накинув на плечи простенький платочек, певица превращается в Марусю — надрывно голосящую, забытую всеми российскую деревню. Вот в отблесках цыганского костра возникает силуэт старухи, едва передвигающей ноги… А вот, ярко освещённая со всех сторон, певица распрямляется во весь рост и возникает уже другой образ — воздушной гимнастки, которая, балансируя, идёт «по канату» под куполом цирка. Одна история сменяется другой, и в следующую минуту Камбурова железобетонно встаёт к микрофону, как к амбразуре. Песни «Канатоходец» и «Микрофон» — это и о её нелегкой артистической судьбе.

«Виноградную косточку в тёплую землю зарою…» — публика встречает аплодисментами… Песням Булата Окуджавы в программе Камбуровой отведено особое место. Его творчество также близко актрисе, как и работы композиторов Ж. Бреля, В. Дашкевича, Е. Крылатова и др. В этот вечер со сцены льются песни на стихи А. Блока, М. Цветаевой… Услышала публика и несколько песен В. Высоцкого. «Я дышу, — и значит, я люблю» из «Баллады о любви» в интерпретации Камбуровой звучат потрясающе!..
Песни, как люди

В гримёрке, поправляя причёску, Елена Антоновна рассказывает: «Песни сами приходят, как и люди… Я включаю в свой репертуар только те вещи, где очень явная вибрация душевная. Если хорошие стихи, но средняя музыка, я всё равно беру – можно ведь аранжировкой дать крылышки песне. А если музыка прекрасная, но стихи никакие, то ничего не поможет…

Для меня слово имеет огромное значение. Хочу сделать совместный проект с Никитой Высоцким — вечер песен и стихов его отца Владимира Высоцкого.

— Елена Антоновна, когда я покупала билет на Ваш концерт, рядом молодой человек спросил: «Кто такая Камбурова?». Выходит, молодёжь о Вас совсем не знает?

— В городах, где я выступаю чаще – Москва, Питер, Новосибирск – молодых зрителей в зале половина. А если бы наши концерты ещё и по «ящику» показывали…

— Вы говорите, что на телевидение не пробиться, мало внимания. А с появлением Вашего уникального Театра поэзии и музыки не выправилась ситуация?

— Немного… Один наш спектакль сняли и показали по каналу «Культура», сейчас собираются второй снимать. Может что-то наладится...

— А если бы Вам дали возможность регулярно выступать, допустим, на телеканале «Россия»?

— Сомневаюсь, но зато именно на этом канале в настоящее время снимают юбилейную программу обо мне.

— Когда-то Вас упрекали в антисоветской грусти, а сегодня добрая половина зала (кстати, герои того времени), добровольно взгрустнула вместе с Вами…

— Наверное, нам по пути! Я отсматриваю многие телевизионные передачи и вижу, что общий климат на эстраде не меняется. Попсовая интонация повсюду… Что же касается меня, то есть некое сопротивление, нежелание быть современной, потому что с этим временем и его повадками мне не очень комфортно. Может быть, что-то проходит мимо… Но не стоит растрачивать себя по пустякам. Я очень хочу успеть перечитать Пушкина, Гоголя, Достоевского, стихи Левитанского, Самойлова, которые недочитаны, недосмотрены. Всего-то и надо – внимательнее вглядеться в то, что уже давно создано…

— В своё время Ваш кумир Жак Брель взял, да и резко отказался от эстрады, неужели такое возможно и с Вами?

— Он сумел в очень сжатые, предельно уплотнённые сроки сделать гениальные вещи. А я с самого начала медленно развивалась и многого ещё не сделала. Я дерево, которое жутко медленно вырастает, но я знаю точно, что оно всё равно растёт…

***

Сегодня Камбурова сожалеет о том, что от природы ей достался слишком мягкий безотказный характер («надо бы пожёстче – иначе не выживешь»). Но зато именно такой любят её красноярцы, которые не забыли принести Елене Антоновне (Леночке) сразу после концерта её любимые кедровые орешки, малиновое варенье и черёмуховый пирог домашней выпечки.

Вера КИРИЧЕНКО