Война глазами художника

В Красноярском музейном центре открылась уникальная и для Красноярска, и для России выставка современного искусства «Послебеды», посвящённая 65-летию Великой Победы.

Объясню, почему уникальная. Дело в том, что Великая Отечественная война в российском сознании совершенно справедливо понимается очень однозначно — это гордость русского народа, это тяжёлая победа русских солдат, теперь уже ветеранов, это страшное событие для истории русского народа в целом. С другой стороны, современное искусство устойчиво ассоциируется с переворотом традиционных ценностей, постмодернистским разрушением всех априорных мнений, в общем, с некоторой революционностью. И, исходя из этого, представляется, что современное искусство, вступая на территорию вечной ценности русской Победы в Великой Отечественной войне, может разрушить нечто важное для каждого человека. Нет! Ничего подобного на выставке «Послебеды» не происходит, но уникален сам факт, что она состоялась, что практически все известные русские художники с готовностью приняли участие в этом непростом проекте: кто-то отправил собственные готовые работы, кто-то денно и нощно «пахал» в Красноярске для того, чтобы создать новое произведение прямо здесь.

Попробуем представить, каким получилось видение войны глазами художников. Для этого стоит хотя бы частично очертить круг участников экспозиционной программы (а их более 50).

На выставке собраны произведения как уже хорошо знакомых мастеров по красноярским музейным биеннале, например, Константина БАТЫНКОВА или Дмитрия ЦВЕТКОВА, Рината ВОЛИГАМСИ, серия работ которого с вымышленными фотодокументами о брате-близнеце В.И. Ленина уже включена в постоянную музейную экспозицию. На этот раз Ринат представил серию гиперреалистических (срисованных с фотографии) чёрно-белых работ курящих солдат на фоне звёздно-снежного неба. Участвовали в выставке и молодые художники, например, Андрей БЛОХИН и Егор КУЗНЕЦОВ из Краснодара с работой «Сквозь», в которой поражает техника исполнения: рисунок кричащего и бегущего вперёд человека объёмно выступает на зрителя, будучи выполненным на нескольких слоях полиэтилена. К произведениям молодых авторов можно отнести и работу Дианы МАЧУЛИНОЙ «Двойная диверсия» — это гигантское живописное полотно опять же с гиперреалистичным изображением людей, празднующих победу на переднем плане (причём за счёт масштаба в человеческий рост в картину может «войти» и зритель, став участником грандиозного салюта), а в верхней части работы разворачивается экспрессивный салют, выполненный как будто в технике Джексона Поллока.

Ни одна выставка современного искусства не обходится без фотографии. На выставке «Послебеды» она представлена серией снимков Евгения ИВАНОВА из Новосибирска «Панорамы частной жизни ветеранов Великой Отечественной войны», на которых представлены ветераны не при параде, а в собственных квартирах среди всех тех предметов, которые окружают их в жизни.

Некоторые художники приехали специально в Красноярск, чтобы создать свои работы. Русская перформансистка Лиза МОРОЗОВА привезла видео группы «Escape» на тему войны, а сама создала музейную инсталляцию: нить с нанизанными клюквами — символами капель крови — протянута через трубу из колючей проволоки. Как и подобает мастеру перформанса, Лиза создала очень телесный проект, в котором важно получить (по крайней мере, представить) болезненное физическое переживание. Сама художница получила подобных ощущений сполна: протягивать клюквы через колючую проволоку без ранений невозможно.

На входе перед светёлкой —центральной ротондой музейного центра — расположилась «Триумфальная арка» Хаима СОКОЛА, сделанная из ржавого железа. Арка представляет собой в десять раз уменьшенную копию Триумфальной арки Тита в Риме. Несмотря на то, что Рим имеет небольшое отношение к Великой Отечественной войне, проект в первую очередь о памяти: триумфальные образы уже подзаржавели, да и триумфальности здесь нет, так как в результате уменьшения арка превращается в поклонное место (через пролёт арки не согнувшись может пройти только ребёнок).

В центре светёлки продолжает расти видеоинсталляция художника Кирилла ЧЕЛУШКИНА, которая называется «Вечный огонь» и представляет собой пламя, вырубленное из пенопласта, на которое аккуратным образом накладывается видеоизображение огня войны. Красноярские художники представлены в экспозиционной программе такими авторами, как Александр СУРИКОВ, Василий СЛОНОВ и Максим ШАРАЕВ.

Кроме выставки внутри музея проект «Послебеды» сопровождается паблик-арт программой: частичной экспансией выставочных работ в уличное пространство перед музеем (постепенно музей обзаводится садом скульптур почти как Музей современного искусства в Нью-Йорке).
Здесь, на месте, где раньше стояла чайная юрта, теперь возвышается практически архитектурный объект (только бесполезный в отличие от архитектуры) художника Александра КОНСТАНТИНОВА. Это странная изба со сквозными стенами и заколоченными окнами, внутри которой светится от свечи или горит в пожаре внутренняя избушка. Получается двойной символ: поминальная свеча семьям, оставившим свой дом и не вернувшимся туда, погибшим во время войны, и поминальная свеча деревянной русской архитектуре, утраченной в годы войны.

С другой стороны музейного центра (со стороны парохода «Святитель Николай») расположился символ русской женщины — это «железная» женщина, матрёшка, Родина-мать Василия СЛОНОВА. Интересным опытом для музея стало сотрудничество с командой красноярских граффитистов Анастасией БЕЗВЕРШУК, Иваном УСЯКИНЫМ и Алексеем АСЕЕВЫМ, которые нанесли на асфальт перед музеем языки огненного пламени, вычерчивающие силуэты солдат. Получилась двойная диверсия: с одной стороны, зритель поставлен перед выбором, что видеть — силуэты воинов или языки пламени; вторая диверсия наблюдается из музея, где асфальтовая фреска, отлично обозреваемая со второго этажа, одновременно является и картиной в интерьере, и уличным искусством.

Это лишь частичное перечисление тех работ, которые можно увидеть в музее. Каждая из них претендует на то, чтобы увидеть её не один раз — сначала впечатлиться, а потом подумать.

С первого взгляда выставка современного искусства о войне — это некий набор символов военного времени: оружие, солдатская одежда, огонь, то сжигающий, то сохраняющий на вечную память, это размышление о со-бытии противоположных начал — жизни и смерти, мира и войны и т.д. Кроме символики выставка предлагает и некое возрождение ситуаций, которые позволяют получить переживание военного времени современному человеку.

Проект «Послебеды» будет представлен в красноярском музейном центре до октября 2010 года. Выставка открыта на довольно длительный срок намеренно, так как хотелось бы, чтобы её смог увидеть каждый.

Саша СЕМЁНОВА
Фото _ С. КОВАЛЕВСКИЙ
В. ДМИТРИЕНКО

Похожие материалы