Духовно-нравственная подготовка инженера в вузе

Евменова Л.Н., профессор, доктор культурологии
зав.кафедрой культурологии и социологии ИФП СФУ

Включаясь в дискуссию о роли гуманитарной составляющей в программах подготовки специалистов в СФУ, необходимо отметить многолетние тщетные попытки преподавателей-гуманитариев доказать необходимость гуманитаризации высшего образования (впечатляющий доклад об этой острой проблеме подготовил профессор А.П. Сковородников). Я бы хотела поднять вопрос о гуманитарной, вернее даже духовно-нравственной, подготовке инженера в вузе.

Роль инженера в современном российском обществе неоспорима. В период реформ, когда закрывались производства, существенно пострадал и инженерный корпус. Настало время его возрождения и интенсификации, но на новом, прогрессивном витке развития.
В настоящее время технократическое мышление в общественном сознании, стремление «покорить, завоевать природу» привело к разрушению духовности людей. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, прогрессируют наука, техника и технологические процессы, с другой - всё чаще происходят техногенные катастрофы (Чернобыльская АЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, авиа и автокатастрофы, обрушение строительных сооружений и др.). Всё чаще причиной катастроф становится «человеческий фактор».

Возникает вопрос: какую роль играют нравственно-ценностные установки деятелей техногенной среды, их духовное развитие, культурный уровень, нравственное сознание? (Безусловно, нельзя исключить и иные факторы: роль общественных отношений, влияние рыночной экономики и пр.) Однако, на наш взгляд, первостепенная роль в стабилизации техногенной сферы принадлежит специалистам, в подготовке которых долгое время отсутствовала гармония технической и гуманитарной составляющих. Специалист, не подготовленный к своей профессии морально, не может полноценно выполнять свои обязанности. Профессиональная мораль инженерно-технических профессий предполагает стремление к высокому качеству труда. Создавая предметы материальной культуры, инженер не может обойтись без культуры духовной.

В советское время гуманитарная подготовка инженеров всех специальностей была весьма ограниченной. Решалась главная задача - подготовить профессионала, который способен решать узкую проблему, но не отвечать за последствия своей деятельности. Такой подход вполне соответствовал формированию общества, « где каждый является его колесиком, винтиком». Моральный кодекс строителя коммунизма были мало значим в профессиональной деятельности инженера. Однобокая система подготовки инженеров не обеспечивала в должной мере нравственно-ценностных ориентаций будущих специалистов. Техника и технологии, успешные в прошлые десятилетия, создавались специалистами-инженерами без учета последствий для будущих поколений, без элементов общей и экологической культуры.

Сегодня становится все яснее, что путь технократического развития общества представляет опасность для человечества. Следствия технократического мышления и инженерной деятельности: это заболевания людей от ядерного и химического производств и их отходов, гибель растений и животных, загрязнение окружающей среды, разрушение почв, бесхозяйственное использование природных ресурсов и пр. Немецкий ученый Г. Ионас предупреждает: «Поступай так, чтобы последствия твоей деятельности не были разрушительными для будущей возможности жизни на Земле». (5)

Назрела острая необходимость изменения в системе подготовки специалистов: нужен инженер, широко образованный в соответствии с мировыми стандартами, способный выдержать конкуренцию на рынке труда, умеющий прогнозировать последствия своей деятельности. Вопрос повышения качества подготовки инженеров в вузе, стоящий сегодня, не может решиться без главной проблемы – интенсификации образовательного процесса, в который наряду с техническими дисциплинами войдет гуманитарная составляющая. «Техническое образование, дающее человеку весьма узкие профессиональные знания, вырабатывает соответствующие утилитарно-рациональные подходы (стереотипы), которые затем из непосредственно профессиональной области, где они уместны, переносятся на мировоззренческий уровень, где становятся своеобразными шорами, способствующими развитию весьма ограниченной личности». (6). Труд инженера может быть направлен на благо общества, а может - на разрушение. (Известно, что инженеры создавали газовые камеры во время войны).

Этимология слова «инженер» (лат. « способный», «изобретательный») ставит задачу развития творческих способностей студента, что невыполнимо без его общекультурной, нравственной подготовки. Интересно обратиться к опыту подготовки инженеров в дореволюционной отечественной системе образования, где выпускник говорил на иностранных языках, мог играть на музыкальных инструментах, знал этикет, интересовался искусством. Развитие личности происходило в религиозных традициях и патриотических ценностях. Профессия инженера ценилась в обществе не только с моральной стороны, но и материальной. Инженер гордился своей профессией и доказывал свою профессиональную состоятельность. Широко известный пример: во время сдачи моста, когда по нему двигался транспорт, конструктор со своей семьей стоял под его арками в доказательство надежности своего сооружения. История научных открытий и изобретений свидетельствует о том, что выдающиеся деятели науки были людьми широко образованными, владеющими гуманитарными знаниями.

С 80-х годов прошлого века в учебных программах технических вузов развитых стран для подготовки инженеров активно включаются дисциплины гуманитарного цикла. Студенты изучают не только гуманитарные дисциплины, но литературу и искусство. В современной японской традиции существует практика расширения системы эстетического воспитания в технических вузах, на это отводится от 25 до 30% учебного времени. Индустриально развитая страна, которая демонстрирует всему миру достижения промышленно-технического развития, особое внимание уделяет гуманитаризации технического образования, в том числе, - подготовке специалистов-инженеров.

В западных странах, особенно в США, студенты изучают инженерную этику; эта дисциплина является областью научных исследований, она занимает место между техническим и гуманитарным знанием. Этика предполагает сознание и поведение, соответствующие высоким моральным требованиям. Развитие современной техносферы делает инженерную этику в развитых странах весьма значимой и востребованной в системе подготовки инженеров. «Инженерная этика основывается на комплексном труде ученого-изобретателя или ученого-конструктора. Она предполагает направленность на формирование таких нравственных качеств, как научная добросовестность, личная честность и ответственность за результаты испытаний и эксплуатации технических конструкций. Инженерная этика призвана также создавать благоприятную атмосферу и взаимопонимание в коллективе» (4). При крупных корпорациях в развитых странах создаются этические комитеты, деятельность которых сопряжена с различными моральными коллизиями. В комитеты привлекаются независимые эксперты, способные разрешать наиболее сложные нравственные вопросы. Этическое просвещение в учебном процессе предполагает формирование морали будущего специалиста. В ряде стран разрабатываются кодексы морали инженера, определяющие его нравственные обязанности: кредо инженера в Германии, кодекс инженерной этики в США и др. Также в США решаются проблемы «компьютерной этики», что обусловлено широкой компьютеризацией производства. Возникают проблемы управления техникой, личной ответственности каждого, этико-правовые вопросы и даже - компьютерной криминалистики. Возрождение этического отношения к миру породило целое научное направление – биоэтику. Его создатель американец В.Р. Поттер в 70-х годах прошлого века поставил задачу устранения разрыва между естественно-научным и гуманитарным знанием в целях улучшения условий жизни человека. Стало ясно, что за ускорением научно-технического прогресса проблемы человека отступили на второй план. Совершенно бессмысленны техническое производство и экономика, если они не служат человеку.

В России пока идет лишь осмысление этой проблемы. С 90-х годов прошлого века, когда Россия вошла в мировое сообщество, стало ясно, что укрепившийся в общественном сознании технократический подход к подготовке специалистов-инженеров требует изменения. Отсутствие этической регуляции деятельности инженера, технократическое отношение к обучению будущих специалистов подчас нивелирует научно-технические достижения, создаваемые их трудом.

Современная система высшего образования в основном, как прежде, готовит специалистов узкого профиля. Как прежде, гуманитарная составляющая в учебных программах технических вузов бедна и примитивна. Идет постоянное сокращение учебного времени на гуманитарные дисциплины, большинство из которых ограничивается одним семестром. Лекционные курсы на огромных массовых потоках без обратной связи со слушателями малоэффективны. Перечень включенных в учебные программы гуманитарных дисциплин весьма ограничен; вследствие формальной их постановки уровень преподавания оставляет желать лучшего, как и отношение студентов к гуманитарному знанию.

Преподаватели общетехнических и специальных дисциплин, воспитанные в технократической системе, нередко пренебрегают гуманитарным знанием и передают это отношение своим воспитанникам. Будучи продуктами технократической системы они воспроизводят себе подобных. Недостаток гуманитарных знаний самих преподавателей, пришедших с производства, необходимо компенсировать педагогическими курсами повышения квалификации. Нужно понять, что профессиональная подготовка специалистов инженерного профиля без учета гуманитарных знаний приводит к тому, что технические и технологические изобретения не соответствуют мировым стандартам (например, дорожное строительство, машиностроение, теплоэнергетика и др.), нарушают интересам общества и вызывают негативные последствия.

Необходимо введение нравственно-ценностных регулятивов в систему высшей школы. Этика инженера основывается на ряде гуманитарных дисциплин, включаемых с учебные программы. Содержание учебных программ необходимо обогащать дисциплинами гуманитарного цикла: инженерной этикой, философией, эстетикой, искусствознанием, правоведением и др. Известно, что философия создает мировоззрение, развивает культуру мышления, формирует современную картину мира, но особое внимание необходимо уделять методологическому аспекту инженерной деятельности.

Специалист начинается с личности. Личные качества человека формируют семья, школа и социальная среда в целом. Следует учесть, что подготовка любого специалиста основана на субъективных факторах: уровне воспитанности, собственных интересах, целях обучения в вузе, потребностях, собственной картине мира. Качество будущего специалиста зависит от его личностных характеристик: честности, активности, добросовестности, поэтому нужен индивидуальный подход к каждому.

Формирование личности будущего инженера происходит в определенной социальной среде, которая создает условия для самосовершенствования человека в направлении будущей профессии. Корпоративная культура высшего учебного заведения устанавливает определенные требования к профессии инженера и его личности. Важным моментом подготовки специалиста является создание системы ценностей в учебном коллективе. Будущий инженер должен ориентироваться в общественных проблемах, Поэтому важная роль принадлежит таким учебным дисциплинам, как политология и социология.

Инженерная деятельность предполагает не только взаимодействие с техникой, но в значительной мере – с людьми. Как правило, инженер становится руководителем коллектива. Следовательно, он должен знать, как функционирует коллектив, какое место занимает отдельный человек в коллективе. Социальная психология позволяет разрешать конфликтные ситуации между людьми, создавать благоприятный психологический климат, психологическую совместимость работников. Руководитель обязан контролировать условия труда на производстве, определять влияние шума, вибрации, температуры на производительность труда. Для решения этих задач необходима профессиональная культура инженера, включающая такие показатели, как заботливое отношение к природе и человеку, бережное отношение к государственной или частной собственности, расчетливость, ответственность и пр. Решая вопросы общетехнической и специальной подготовки инженера, следует готовить его к решению гуманистических проблем – экологических, эстетических, нравственных, правовых. В структуру подготовки инженера необходимо включение вопроса о моральной и правовой ответственности за внедрение и использование результатов его труда в социальной практике, что означает компетентность, добросовестность в выполнении профессиональных обязанностей. Правовая компетентность будущего инженера обеспечивает техническую безопасность производства, противодействие беззаконным административным установкам, охрану интеллектуальной собственности и авторских прав.

На современном этапе развития системы высшего образования необходима интеграция гуманитарных, фундаментальных и специальных дисциплин с целью формирования у будущих инженеров такой системы знаний, которая необходима для реализации задач современной технологической культуры. В докладе А.П. Сковородникова (стр.47) справедливо отмечено, что мы постыдно плохо знаем свою Родину У нас нет россиеведения, такой области знания, предмет которой - не история,, не география,демография, демография, социология, антропология, экономика, литература и др. Россиеведение как междисциплинарный , цельный предмет объясняет, почему Россия такая, а не другая. Подобные предметы есть, в Канаде, Индии. До 1917 года в российских гимназиях преподавали «Отечествоведение, курс, воспитывающий патриотов.

У нас есть такая учебная и научная дисциплина - культурология.

В соответствии с современными задачами эффективной подготовки специалистов в высших учебных заведениях важную роль играет эта интегративная гуманитарная молодая учебная и научная дисциплина. В научных кругах она была встречена неоднозначно. Чаще всего под культурой понимают искусство, то есть музыку, живопись, театр, всевозможные шоу и т.д. Между тем искусство, как и религия, наука, техника, политика, экономика, являются плодами культуры. Ведь культура – это огромный мир, созданный человеком, это форма бытия самого человека. Таким образом, инженер трудится в сфере культуры, а предметы его труда - есть продукт культуры. Именно поэтому современному инженеру необходимо культурологическое мышление.

В своем выступлении перед студентами Сибирского Федерального университета доктор культурологии, профессор В.Л. Кургузов показал значимость культурологии. «Случилась авария, остановился мощный кран на домостроительном комбинате. Комиссия спрашивает: «Что случилось?». Дежурный мастер, выпускник технологического университета, инженер, объясняет, что «полетела ведущая шестерня», и все согласно закивали головами, поняли причину. На самом деле по причине отсутствия культуры мышления инженер следствие принял за причину. Причина же состояла в том, что в вузе его не научили понимать причинно-следственные связи и не привили моральное чувство ответственности за порученное дело. «Шестеренка полетела» из-за того, что по регламенту работы она должна была смазываться два раза в смену, а не два раза в месяц, как это и было отражено в вахтенном журнале.

Предмет профессиональной, в том числе и инженерной культуры, этики, - забота культуролога. Большинство учебных дисциплин в техническом вузе обращены к Природе (физика, химия, биология и др.) как форме бытия человека. Но вторую, не менее важную форму бытия человека, – Культуру - следует изучать так же всесторонне и глубоко.

Сегодня в повестках дня практически всех международных форумов (ООН, ЮНЕСКО и др.) на первом месте проблема диалога культур, ибо идет гигантский процесс глобализации. Выпускнику технического вуза предстоит работать в новых условиях, общаться с людьми разных культур и конфессий и находить консенсус в отношениях. Чтобы стать гражданином Планеты, он должен быть подготовлен во время учебы к решению многих проблем за рамками чисто технического обучения. Противники культурологии в вузе сегодня – это специалисты с технократическим мышлением. Для того чтобы труд инженера стал созидательным, а не разрушительным, в его подготовке необходима полноценная, неформальная гуманитарная составляющая.

Кодекс этики ученых и инженеров, принятый 111 съездом Российского Союза НИО от 19. 02. 2002 года, провозгласил нравственные ценности специалистов в этой области. Среди них основные – это коллективизм и товарищество, развитие общечеловеческого общения, обмен идеями, интерес к новейшим достижениям научно-технического прогресса, изучение зарубежного опыта, добросовестность, настойчивость, непредвзятость в оценке ситуации, стремление к повышению квалификации, организованность и дисциплина, ответственность за выполнение обязательств и др. Кодекс этики ученых и инженеров показывает направление гуманитарной подготовки студентов технических вузов.

Задача системы высшего образования состоит в эффективной подготовке специалистов-инженеров для новых условий общественной жизни. Необходимо научить их преодолению ее противоречий: между качеством работы и экономией средств, ответственностью перед обществом и требованиями заказчика, коррупцией и взяточничеством, разъедающим общество, (в том числе и систему образования). Инженер должен выполнять работу только в пределах своей компетенции. Существуют определенные нравственные принципы инженерной деятельности: созидательная направленность труда на общественное благо, интеллектуальная честность и отсутствие стяжательства, творческое общение со специалистами смежных профессий, сведение к минимуму отрицательных последствий своего труда, преодоление консерватизма и застоя в своей деятельности, всемерное поддержание престижа профессии.

Формы работы со студентами в направлении этической грамотности могут быть различны. Это не только и не столько лекции, сколько практические занятия, дискуссии, разработка определенных практических конфликтных ситуаций и их разрешение. Этически значимые ситуации позволяют будущим инженерам строить этически значимое поведение и принимать правильные решения. В технических университетах возможна организация инженерных сообществ с целью распространения и внедрения профессиональной морали и гуманистического воспитания студенческой молодежи.

Как ни покажется странным, но с простого студенческого разгильдяйства начинается путь к техногенным катастрофам. Далее идет несоблюдение молодыми инженерами, выпускниками вузов, профессиональных инструкций и регламентов. И результат таков: гибель людей, загрязнение вод и почв, аварии, взрывы, пожары, крушения транспорта, разрушение сооружений. В. Чумаков справедливо утверждает, что «…самый опасный в России террорист – это безответственный неуч и разгильдяй, пробившийся к рычагам управления технологическими процессами». (10, с.26). Автор рисует реальную картину современного производства, где с легкостью игнорируется технологический регламент изготовления, сборки, покраски и приемки изделий, где царят разболтанность и цинизм. « В стране укоренилось наглое, бесстыдное игнорирование государственной, технологической и личной дисциплины, забвение ответственности за сотворение греха и попрание совести». (Там же). Определенную ответственность за сложившуюся ситуацию несут высшие учебные заведения, готовящие инженерно-технические кадры.

Изменить ситуацию возможно только с включением нравственно-этической подготовки будущих специалистов. Жизнь свидетельствует, что идеально выполняют свою работу только люди высоких нравственных достоинств.

Каково содержание работы преподавательского коллектива по полноценному формированию будущего специалиста ? Безусловно, техническое образование в основном обеспечивает комплекс достоинств инженера, важнейшие из которых, – профессионализм, компетентность и деловитость. Однако проблемы нравственно-этической основы будущих специалистов требуют своего решения для обеспечения подлинного профессионализма выпускников.

Развитие техники неминуемо влечет за собой повышение ответственности людей, связанных с ней. Особая ответственность ложится на руководителя производства, инженера и техника. Чем сложнее машина, тем с большей ответственностью требуется ее обслуживание.
Воспитание гражданской и инженерной ответственности начинается с воспитания ответственности студента, который должным образом решает поставленные перед ним задачи и выполняет обязанности, возложенные на него в процессе обучения. С нравственной стороны ответственность студента – это осознание общественных требований, глубокое понимание общественного значения и социальных последствий своей учебы, готовность давать ответ за свои действия перед студенческим коллективом, обществом и самим собой.

Ответственность студента проявляется в систематическом выполнении заданий, подготовке проектов, работе с предложенной литературой, участии в конференциях, конкурсах, своевременной и качественной сдаче зачетов и экзаменов. Не секрет, что многие студенты не стремятся к получению знаний, а лишь к получению оценок. Кстати, количество времени, выделяемое для проведения полноценной проверки знаний студента на экзамене, недостаточно.

Показателем будущей дисциплинированности инженера является дисциплина студента. Дисциплина - «это качественная характеристика порядка, организованности в той или иной сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям какой-либо организации», а дисциплинированность – качество личности, включающее выдержанность, внутреннюю организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям (законам, нормам, принципам)». (10, с.27). Дисциплинированность студента проявляется в регулярном посещении учебных занятий, отсутствии опозданий, прогулов, грамотном использовании резервов времени, умении правильно сочетать труд и отдых. Также дисциплинированность студента заключается в неукоснительном выполнении приказов и установлений руководства учебного заведения ( например, запреты на курение в помещении, присутствие в верхней одежде в аудиториях , в библиотеке, в столовой, не портить столы и другое государственное имущество и т.д.). С отступления студента от норм и правил в учебном заведении начинается нарушение дисциплины на производстве. Инженер, руководитель коллектива, должен первым подавать пример культуры поведения на производстве.

Будущий специалист обязан готовиться к работе в коллективе, следовательно, коллективизм, гуманизм и сознательное служение общественному долгу должны быть заложены в процессе его профессиональной подготовки. Необходимы моральные предпосылки для коллективного творческого труда. Созданию нравственного климата в трудовом коллективе предшествует коллективистское воспитание студента. Важно, чтобы в учебном коллективе сложились отношения товарищества, уважения друг к другу, взаимной доброжелательности в сочетании с требовательностью. Каждый член коллектива должен чувствовать внимание и поддержку товарищей. Необходимо преодолевать разобщенность и равнодушие, неуважение и недоброжелательность в коллективе. На овладение студентами служебным этикетом направлена учебная дисциплина «Этика делового общения». Этикет инженера составляют обычные нормы культуры поведения и общения в процессе выполнения служебных обязанностей.

Особая роль на производстве принадлежит инженеру – руководителю. В научной литературе разработано немало рекомендаций для правильного поведения руководителя в производственном коллективе. Многие из них могут быть распространены в студенческих коллективах, поскольку черты руководителя формируются в процессе образования. Руководитель коллектива обязан проявлять дисциплинированность, подавая пример другим; должен быть верен на деле своему слову, быть скромным, простым и доброжелательным по отношению к людям, не скупиться на похвалу. Надо помнить, что грубость обижает человека и вредит делу, поэтому следует сдерживать гнев и раздражение, проявлять терпение и владение собой. Следует учиться говорить негромко и кратко, следить за своим лексиконом.(11, с. 110)

Раньше других важность межличностных и межгрупповых отношений, психологической совместимости в коллективе поняли японцы. Так, «на одном из японских предприятий инструкция мастеру обязывает его расположить к себе рабочего, вызвать у него хорошее настроение. Для этого мастер обязан знать, как зовут каждого рабочего, здороваться с ним за руку, один раз в смену поинтересоваться его самочувствием, а второй раз – здоровьем жены и детей. Среди сотрудников японских фирм проявляется большая деликатность в общении, в частности, не принята открытая критика друг друга. Считается, что такая критика снижает трудовую активность человека, а это невыгодно фирме. Человек должен работать с хорошим настроением, поэтому больше критикуются идеи, чем их авторы». (Там же).

Отношения студентов в группе должны складываться в соответствии с научными рекомендациям психологов и социологов, поэтому так важны эти учебные дисциплины в учебном плане обучения инженера. Высокая культура человеческого общения, толерантного межличностного отношения вне зависимости от национальных, конфессиональных, половых и иных различий формируется в процессе профессиональной подготовки специалиста.

Моральным регулятором инженерного труда является такая важнейшая этическая категория, как совесть. Ее называют голосом Бога в человеке. По словам Ф. Рабле, знание вне совести ведет к руинам души. От наличия совести в духовной жизни человека зависят не только качество и эффективность его труда, но и направленность решений, отношения с людьми. Совесть заставляет специалиста честно разрабатывать и эксплуатировать технику, не отступать от необходимого ради личной материальной выгоды. По словам А.Эйнштейна, судьбы научно-технического прогресса зависят от нравственных устоев его творцов, и этико-гуманистический подход является приоритетным критерием этого прогресса.(11). Добросовестный специалист не допустит небрежности, не скроет нужную информацию и не представит ложных выводов, не позволит ради карьеры отступить от принципов.

«Считается, что авария на Чернобыльской АЭС произошла по вине персонала. Сохранилась запись телефонных разговоров операторов накануне аварии. «Мороз по коже дергает, когда читаешь такие записи», - рассказывал академик В.А. Легасов. Один оператор звонит другому и спрашивает: «Тут в программе записано, что нужно делать, а потом зачеркнуто многое, как же мне быть?». Его собеседник немножко подумал и говорит: « А ты действуй по зачеркнутому». Таков был уровень подготовки технологических документов на столь серьезном объекте, как атомная станция. Кто-то что-то в них зачеркивал, операторы по своему усмотрению толковали и могли совершать произвольные действия…» (11,с.21)

Совесть специалиста - это есть умение давать самооценку своим действиям, поступкам и помыслам, критически оценивать свое поведение, соизмерять его с общественным благом и предвидеть последствия своей деятельности.

Еще один пример. «В феврале-марте 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС был выведен в ремонт для устранения опаснейшего дефекта агрегат №2. Но когда его собрали и запустили, оказалось, что дефект устранить не удалось, вибрация, значительно превышающая норму, осталась. Тем не менее его оставили в работе: при колоссальной мощности он приносил огромную прибыль акционерам. Вдумайтесь: в работе оставили машину с дефектом, неминуемо ведущим к катастрофическому нарушению прочности ведущих конструкций… Боясь гнева боссов «Русгидро» и понадеявшись на авось, персонал ГЭС продолжал нещадно эксплуатировать неисправный агрегат»(10,с.26). Конец этой трагедии известен: затоплена величайшая гидростанция, погибли люди, загрязнен Енисей сотнями тонн машинного и трансформаторного масла.

Совесть, профессиональная честь, достоинство и профессиональный долг – категории этики, отражающие нравственную основу инженера, это профессиональная этическая ориентация будущего специалиста. В период обучения в вузе необходимо формирование нравственной основы студента, который не позволяет себе пользоваться шпаргалками, списывать с чужих работ, пользоваться подсказками, ловчить, предлагать преподавателю взятку или услугу за зачет или экзамен. Уже во время учебы студенту приходится решать нравственные задачи: правда или ложь, справедливость или несправедливость, честь или выгода, добро или зло, долг или личное благополучие. Несомненно, студент с противоположной нравственной направленностью проявит свои негативные качества и на производстве, что повлечет за собой вполне предсказуемые негативные последствия.

Следует сказать, что в формировании нравственной основы будущего инженера большую роль играет личность преподавателя, наставника. В обществе, разъедаемом коррупцией, именно преподаватель может и должен показать пример честности и бескорыстия, иначе общество будет постоянно пополняться армией коррупционеров. К сожалению, сегодня, как свидетельствуют социологические исследования, коррупция в высших учебных заведениях страны ежегодно возрастает на 10%. По словам Л.Н. Толстого, «все профессии – от людей, но три – от Бога: учить, лечить, судить». Бескомпромиссная и неотложная борьба с коррупцией и взяточничеством в вузах – непременное условие нравственного воспитания будущих специалистов.

В решении проблемы нравственно-этической подготовки будущих инженеров большую роль может играть привлечение в вузы штата тьюторов. В переводе с английского это слово обозначает – наставник, опекун, советник, воспитатель, куратор. Впервые штат тьюторов был введен в учебные заведения Великобритании. В настоящее время в Оксфордском университете 60% учебного времени студент работает с тьютором, а оставшиеся 40% слушает лекции и участвует в семинарах.

В российских университетских пансионах и лицеях с правами высших учебных заведений дореволюционного прошлого работали наставники, духовные воспитатели, а сами учащиеся назывались воспитанниками. Смотрители нравственности должны были непрерывно следить за духовным развитием подопечных, действуя по единому плану, и давать отчет вышестоящим органам. В Уставе Московского университета прописаны обязанности каждого сотрудника, в том числе - ректора, который «… во всякое время должен склонять сердца к добру, воспрещая развратникам обольщать их неопытность, удерживая их от расточения и имея неусыпное наблюдение над всеми поступками их, когда они наименее того опасаются».(12).

Тьютор – человек с педагогическим образованием, участвует в разработке индивидуальных образовательных программ студентов и сопровождает процесс индивидуального образования. Благодаря работе тьютора студент не только получает дополнительные знания и навыки, но может решать реальные проблемы своей жизни. Тьютор призван сопровождать процесс всестороннего, в том числе и нравственного развития студента.

Поскольку общество остро нуждается в квалифицированных инженерах, необходимо усовершенствовать систему их подготовки. Настало время количественное увеличение численности выпускников инженерных специальностей заменить качественным ростом.

Кафедра культурологии и социологии ИФП СФУ может внести свой вклад в гуманитаризацию образования целым рядом спецкурсов, которые уже апробированы : «Межкультурная коммуникация народов Сибири», «Проблемы гуманитарной безопасности в условиях современного мира», «Основы православной культуры», «Культовое искусство народов Сибири» и др.

Библиография:
1. Инженер и культура. Сборник трудов научной конференции – Минск, 1994, 160 с.
2. Дмитриева М.А. Психология труда и инженерная психология. – Л. Изд. Ленингр. Ун-та,1989.
3. Психология и педагогика. Под ред. К.А. Абульхановой.- М.,1998,410с.
4.Кугель С.А. Молодые инженеры. – М., Мысль, 1971, 205 с.
5. Хаккер В. Инженерная психология и психология труда – М., Машиностроение, 1985.
6. Технико-технологические инновации в социокультурной динамике России. Материалы 111 Энгельмейеровских чтений. – М., 1999, 140 с.
7.Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. – М., ИНФРА, 1998, 224 с.
8. Российско-американский симпозиум «Инженерная этика в России и США: история и социально-политический контекст. – Москва, 1997.
9.Рождественский Ю.В. Словарь терминов. – М., 2002.
10. Чумаков В. Разгильдяйство – чисто человеческий фактор. «Свет», №2, 2010 г.
11. Комаров И.Н. Этика – инженеру. – Минск, Университетское, 1990, 180с.
12. Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала Х1Х века. – М., 2000, с.273.