Знакомьтесь! Символ и автор

Николай ИВАНЕНКО: «Нужна вера в себя, чтобы СФУ превратился в действительно крутой университет!»

Известный дизайнер разработал для нашего университета фирменный стиль.

Николай Иваненко выбирает:

В работах Николая ИВАНЕНКО всегда чувствуется драйв и бунтарство. Было интересно, что он сделает для СФУ. Сумеет ли найти компромисс между многолетней историей четырех объединенных вузов, мировой практикой фирменного стиля университетов и всеобщим желанием сделать наш вуз одним из лучших в мире.

Оказалось, дизайнер не пошел ни на какие компромиссы вовсе и выдал совершенно потрясающую, стильную, современную обертку, которая, возможно, вызовет немало жарких споров.

— Если мы посмотрим на западные вузы, то их эмблемы — это гербы, за которыми стоит история. А, к примеру, в логотипе МГУ чувствуется «совковость» — там здание и раскрытая книга… Когда Вы начинали работу над фирменным стилем нового вуза — СФУ, у Вас были
какие-то ориентиры?

— Самая важная проблема, с которой сталкиваешься, делая значок для университета — это его название. Будем честны, СФУ — политическое название. Надо было назвать университет масштабно, а о том, как это будет звучать в устах студентов — никто не думал. Это первая проблема.
Вторая важная проблема — та, о которой сказали вы. Западные университеты — солидные, имеют богатую историю, которой люди гордятся. Если они видят герб Кембриджа, Гарварда или Оксфорда, для них это не просто красивая эмблема, как у нового русского малиновый пиджак. Ни у кого не возникает сомнения, что это герб древний, как и сам университет. Надо было найти такую символику, которая была бы солидной, стильной, но становилось понятно, что это новое образование.

Мне хотелось, чтобы этот стиль был близок студентам, чтобы он легко рисовался. Банально — чтобы каждый смог его нарисовать. А чтобы хотелось его написать — он должен быть ироничным и легким, немножко закодированным, заштрихованным, чтобы каждый студент вуза чувствовал себя причастным к определенному кругу.

Я исходил из того, что СФУ — это попытка создать высшее учебное заведение нового уровня, достойного названия «высшее образование». Надеюсь, университет действительно станет таким сложным, элитарным, эстетским. Для такого вуза и была создана символика.


Вот, скажем, дерево. Это очень точный символ, даже метафора образования как процесса. Дело даже не в том, что мгновенно возникает отсылка «Ньютон — дерево — яблоко — законы тяготения земли». Дерево стопроцентно символизирует задачи, стоящие перед высшим образованием: развиваться, вырастать, давать плоды. Это смысловое объяснение такого решения.

А есть еще и экспрессивное: дерево, вырастая, становится крепким и могучим, оно стремится к солнцу, императив дерева — вырваться вверх, к лучшему. Это — про содержание.
Теперь — почему именно такая форма. Шестеренки, детали, подобие механизмов (из которых состоит крона — это можно увидеть при приближении) символизируют стремление науки проникнуть вглубь. Разобрать, разложить маленькую часть вселенной — дерево — и найти там другую вселенную. А уже выбор серебристого фона понятен каждому, кто живет в Сибири и видел зимой в окне морозные узоры. Это отсылка к месту расположения нового учебного объединения.

Надо сказать, что дерево нарисовано не мной. Но оно настолько соответствовало идеологии и задачам, которые я закладывал в визуальный образ университета, что я попросил у автора Марины Шипициной разрешения использовать рисунок и очень благодарен ей за согласие. Надеюсь, дерево будет изготовлено и отдельно, как своего рода скульптурная композиция.

Еще раз хочу подчеркнуть: у нового вуза нет бэкграунда, своей истории. Мы должны создавать его максимально быстро. И мгновенно зацепить и студента, и стороннего человека.

Хороший символ, хороший рекламный ход — это когда каждый сможет слоями снимать смыслы. И в итоге — через символы — испытывать сильное и уважительное отношение к объекту: вещи, фирме, событию.

— А установки «сверху» не было? Мол, мы хотим конкретно то-то и то-то…

Николай ИВАНЕНКО.
Дата рождения: 15 августа 1962 года. Образование: КрасГУ (филолог), Pacific Coast University (MBA). Награды: Международный Московский фестиваль рекламы-98, IDEA-98/04, Бренд года-99, International Design Annual 2001 и многие другие. Известные работы: «упаковка» телепрограмм «Новости ТВК», «После новостей», «Новое утро», «Культура за неделю», «Женская логика», «Живые мысли», «Gaudeamus», др; журналов и газет — «Конкурент», «Телевизор», «Кошелек», «Каталог», «ОМ». Автор фирменного стиля многих красноярских предприятий, рекламных и массовых акций. Семейное положение: женат. Воспитал сына и дочь. Хобби: историческая литература.

— Думаю, я бы не смог работать, если бы мне давали рекомендации. Во-вторых, сам значок я делал как подарок. Если честно, я воодушевлен и счастлив, что такое образование (создание СФУ) произошло. И у меня, как и у всех, есть надежды, что из всего этого что-то получится. Поэтому я с радостью и огромным удовольствием сделал подарок людям, которых знаю — Евгению Ваганову, Евгении Пугачевой (декану факультета филологии и журналистики)... И когда им понравилось то, что я сделал, я был очень рад.

— Какие были выбраны фирменные цвета?

— Их два — черный и серебристый. Но есть один очень важный элемент — градиентная шкала. Это не совсем радуга. Есть такая (если вы сталкивались с физикой) шкала элементов вселенной, шкала, предполагающая всю цветовую гамму. Я попробовал ее трансформировать — то в пьедестал, то в комплекс зданий, то в корневище дерева…

— Вы видели сайт СФУ. Там используются серый, зеленый, оранжевый цвета. Это несколько отличается от вашего варианта…
— Ну и что?! Дизайн, вообще, великая вещь. Может быть, одна из самых великих вещей, преображающих нашу жизнь и делающих ее лучше. Вы можете испытывать какие-то нервные переживания, комплексы, несчастья, но если у вас есть, к примеру, вот это лицо (показывает на мою футболку — авт.) замечательного гитариста…

— … это Боб Марли.

— …да, вы чувствуете себя в этой одежде, рядом с ним, сильнее. Дизайн требует воли. Например, чтобы так одеться — требуется смелость (яркая личность где угодно вызывает не только интерес, но и ненависть, неприязнь). Наконец, дизайн — это вызов. Чтобы сделать университетское обрамление, его упаковку единой и стильной, нужна воля. Нужна вера в то, что СФУ действительно крутой университет!


Илья СУРАЕВ

ОТ РЕДАКЦИИ. Дизайнер №1 Красноярска создал для Сибирского федерального университета фирменный стиль, его внешнюю «упаковку». Хочется надеяться, что у СФУ будет фирменый стиль во всем — в замыслах и делах, во внутреннем общении, в движении вперед. «Имидж требует неустанной работы», — завершая интервью, сказал Н. Иваненко...