Аттестация – не прихоть университета

В СФУ началась аттестация преподавателей — и сразу вызвала много вопросов. Хотя вещь это абсолютно не новая: до середины 70-х годов аттестации проводились, потом были «забыты» вузами, и единственной процедурой, подтверждающей соответствие должности, стало избрание по конкурсу: избран — значит, соответствует. Но в нынешнем году нормативные документы министерства требуют вновь вернуться к забытому «инструменту повышения качества образовательных услуг».

Поскольку процедура эта всё же не простая и задевает многих людей, редакция решила взять тему под свой контроль. Сегодня о том, как организован процесс аттестации в СФУ, рассказывает Вера Борисовна ДОРОШЕНКО, начальник управления кадров. А в следующем номере мы дадим слово председателю профкома А.К. ВАХТЕЛЮ.

— Вера Борисовна, для проведения аттестации были приняты внутренние нормативные акты университета. Какие именно и как они готовились?

— В августе 2009 года вышел новый приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников».

Указанное положение носит рекомендательный характер, т.е. каждый вуз вправе разработать собственное руководство к действию, но с учётом требований министерства. Наш отдел оценки и развития персонала управления кадров разработал регламентирующие процесс аттестации документы: положение о порядке проведения аттестации сотрудников, занимающих должности научно-педагогических работников в СФУ; квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского состава. Что касается последнего, то проект обсуждался с директорами институтов и утверждался на совете университета по кадровой политике, затем документ прошёл юридическую экспертизу, рассматривался на учёном совете и в апреле 2010 года был утверждён ректором.

— Аттестация проходит в два этапа, и первый уже позади. В чём он заключался?

— Первый этап аттестации — определение квалификации, деловых и личностных качеств работника и результатов его профессиональной деятельности. Он состоял из трёх оценочных процедур. Уровень квалификации определялся по наличию учёной степени, звания, профильного базового образования и т.д.

Затем, что очень важно, проводилась оценка результатов профессиональной деятельности по формальным критериям, таким как наличие опубликованных учебно-методических, научных работ, руководство магистерскими, дипломными проектами (на выпускающих кафедрах). В качестве критериев использовались квалификационные требования к должности.

Оценка деловых и личностных качеств заключалась в определении профессионально значимых качеств и компетенций для преподавателя.
В соответствии с положением об аттестации объективную и всестороннюю оценку проводят структурные подразделения (институты, кафедры). Они могли выбрать свои методы оценки и определить, как осуществлять саму процедуру оценивания (например, тестирование — если психологическое, то только с согласия аттестуемого; изучение портфолио, анкетные опросы, в том числе и студентов).

Управление кадров университета выступало как методический консультационный центр: мы разработали рекомендации по проведению оценки, отвечали на вопросы, вели переписку через Интернет.

Первый этап у нас завершился, и на тех работников, кто будет проходить аттестацию в октябре, уже подготовлены представления. Оценка личностных качеств, кстати, очень важна в первую очередь для самого аттестуемого. Потому что, исходя из того, какие у него указаны компетенции, качества и способности, даётся рекомендация о зачислении его в кадровый резерв или об определении в наставники, о повышении
компетентности.

Второй этап аттестации — установление соответствия (несоответствия) работника занимаемой должности.

— У нас 2,5 тысячи штатных преподавателей, но в этом году аттестуются не все. Кто именно — обозначено приказом ректора. Как определялся список?

— Действительно, аттестацию в этом году проходят только те преподаватели, которые прошли конкурсный отбор два года назад, а следующий конкурс ожидает их в 2013 году, это 479 человек. В университете созданы три аттестационные комиссии под руководством проректоров С.И. Мутовина, С.В. Верховца, В.И. Колмакова.

Аттестация может проводиться и в период срочного договора (даже если он заключён на два-три года). Определены категории, которые не подлежат аттестации. Например, преподаватель проработал в должности менее двух лет. У нас есть такой пример: с апреля прошлого года человек работал старшим преподавателем, а на днях его назначили доцентом — соответственно, в этой должности он ещё не проработал двух лет, а значит, не подлежит аттестации.

В следующем году пройдут аттестацию те, у кого конкурсный период 2009-2014 года. Аттестация проводится раз в пять лет. Однако по уважительной причине аттестацию человеку можно перенести, если он, к примеру, заболел или в период аттестации ушёл в отпуск.

— Всем, кто включён в список аттестуемых в 2010 году, уже разосланы уведомления и назначено время собеседования и рассмотрения их документов на аттестационной комиссии. Текст уведомления всех приятно удивил и заметно успокоил… Аттестация — это в том числе и обсуждение перспектив, а не «повестка в суд».

— После подготовки структурным подразделением представления, аттестуемого обязательно знакомят с ним под роспись, и он должен понимать: согласен он с вынесенной оценкой структурного подразделения или нет. Далее каждому работнику выдаётся уведомление: «Вам назначена встреча-собеседование…». Кстати, на встречу приглашается не только сам аттестуемый, но и его непосредственный руководитель (зав. кафедрой), который представляет перед членами комиссии своего подчинённого, рассказывает о нём. Аттестуемый его внимательно слушает и может согласиться или не согласиться с ним, добавить, уточнить, пояснить что-то. Кроме того, он может пригласить на заседание комиссии, например, своего научного руководителя, которого комиссия тоже заслушает.

Тут же члены комиссии задают вопросы, происходит разговор о том, как этот человек видит себя в будущем на кафедре, в институте, университете.

В аттестационную комиссию, утверждённую ректором, входят высококвалифицированные специалисты из числа профессорско-преподавательского состава, руководители подразделений СФУ, представители управления кадров и профсоюзной организации.

По результатам аттестации аттестационной комиссией устанавливается соответствие (несоответствие) работника занимаемой должности.

— Соответствие работника должности предполагает несколько уровней оценки — какие именно? Как избежать субъективизма?

— Положением Минобрнауки предусмотрено два уровня оценки: соответствует занимаемой должности – не соответствует. Помимо вышеупомянутых, мы ввели ещё два: «соответствует особо высоким требованиям к должности» и «соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации».

В этом году министерство разработало новые квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского состава, но наши университетские требования отличаются тем, что мы определили «особо высокие требования» к каждой должности и ввели повышающий коэффициент. Учитывается, например, сколько статей работник опубликовал в международных научных журналах, в ведущих рецензируемых журналах либо изданиях, входящих в перечень ВАК; публикации на английском языке, индекс цитирования и т.д.

Кстати, при подготовке квалификационных требований мы консультировались и получали оперативную помощь от руководителей структурных подразделений. Приведу пример: мы долго не знали, как определить уровень владения английским языком. Пришлось обратиться за помощью в Институт филологии и языковой коммуникации. Посоветовавшись, определились, что при наличии учёной степени кандидата наук и соответствия особо высоким требованиям к должности старшего преподавателя — уровень владения английским языком должен быть не ниже «порогового» (уровень B1 по языковой шкале Совета Европы), подтверждённый сертификатом и/или участием в международных конференциях за рубежом и наличием публикаций на английском языке (для специалистов неязыковых кафедр).

Управленческое решение по результатам аттестации принимает руководитель организации. Сама комиссия не может повысить или понизить в должности. Что касается субъективизма, то в составе комиссии — не один человек, а десять, и, принимая решение, комиссия учитывает не только оценку работника структурным подразделением, но и мнение аттестуемого о своей профессиональной деятельности, а также других приглашённых лиц (в случае необходимости).

— Какие мероприятия предусмотрены по итогам аттестации? Какие «дивиденды» от процедуры могут получить преподаватели?

— В зависимости от того, как прошла аттестация, и какие выводы сделаны комиссией, будут разработаны мероприятия по поощрению сотрудников или по повышению в должности, по зачислению в кадровый резерв, в наставники, по повышению квалификации. Может быть, и понижение в должности, и увольнение, но хотелось бы надеяться, что такого не случится. В течение трёх дней после заседания комиссии человек должен быть ознакомлен с аттестационным листом и, если он не согласен с результатами, то вправе обратиться в суд в соответствии с законодательством РФ.
Что касается «дивидендов», то вполне может быть установлен повышающий коэффициент и, как следствие — увеличение зарплаты. Или, допустим, комиссия приняла решение — «соответствует должности, но с условием, если повысит свою квалификацию…», — тогда руководитель, ранее не отправлявший работника на учёбу, обязан будет определить подчинённого на курсы, поучить тому-то и тому-то… Тогда уже деньги на эти цели обязательно будут выделены, и человек гарантированно сможет повысить свою квалификацию.

Поскольку нынче впервые разрабатывались нормативные документы и процедуры аттестации, мы договорились в следующем году вернуться к повторному обсуждению и, возможно, внести какие-то изменения, дополнения.

Соб. инф.

Похожие материалы