Учёная братия химиков

С Новосибирском у меня, наверное, кармическая связь — оба раза я оказывался на тихих улицах Академгородка перед знаковыми событиями на своём научном пути. В 2008 году мне довелось «обкатать» здесь свой диплом на международной студенческой конференции. Теперь требовалось выставить на суд научной общественности солидный кусок своей диссертации и, более того, найти себе будущих рецензентов и/или оппонентов, а это куда серьёзнее.

С 4 по 8 октября в Новосибирске проходила XIX международная Черняевская конференция по химии, аналитике и технологии платиновых металлов. С момента первого совещания, которое прошло в Екатеринбурге в 1943 году, сменилось не одно поколение учёных-платинистов. Изменился и масштаб встреч — если на первых совещаниях присутствовало не более двух десятков участников, то уже XI-е, проведённое в Ленинграде в 1979 году, приобрело статус всесоюзного. Тогда же оно и стало Черняевским — именно так было решено отметить выдающийся вклад академика И.И. Черняева в развитие химии платиновых металлов. А с 2006 года совещания приобрели статус международных конференций.

Неизменным остаётся лишь одно: Черняевские конференции, которые проводятся с периодичностью раз в 3-4 года, являются одними из крупнейших по масштабу и значимости научных мероприятий в современной России. Во встречах принимают участие как ведущие учёные-платинисты, так и представители российской промышленности. Материалы докладов, представленные на конференциях, продолжают активно питать науку в течение нескольких лет.

Время проведения конференции было выбрано очень удачно. Аккуратные улицы Академгородка окрашиваются в золотые тона, погружая в тёплую осеннюю атмосферу фильмов Тарковского. Проходя по проспекту академика Лаврентьева мимо Института катализа им. Борескова или Института неорганической химии им. Николаева, ты всей своей душой ощущаешь вечность и незыблемость любимой науки.

В последние десятилетия координационная химия платиновых металлов совершила грандиозный скачок вперёд, оставив далеко позади технологию аффинажа, широко применяющуюся в России. Появилась необходимость в устранении этого досадного разрыва. Чему и должна послужить новая, четвёртая (к трём традиционным для конференции) секция, которая впервые работала в этом году. Она посвящена вопросам практического применения платиновых металлов. Фундаментальная химия — это хорошо, но нельзя забывать и о практическом внедрении полученных исследователями результатов.

Конференция работала в режиме нон-стоп. Ограниченность по времени вкупе с огромным количеством представленных работ накладывала жёсткие ограничения на отводимое для докладов время. К чести организаторов, конференция прошла без сучка и задоринки, однако чем-то требовалось жертвовать, чтобы успеть везде. Автору было проще — мой круг интересов ограничен фундаментальной химией. А технологам приходилось кузнечиками скакать между заседаниями различных секций, пытаясь успеть попасть на интересующие доклады.

Огромное число докладов на моей секции (химия платиновых металлов) было посвящено синтезу новых комплексов, которые являются промежуточными веществами для синтеза многих композитных и нано- материалов. Только ИНХ СО РАН (Новосибирск) представил более десятка сообщений, причём многие работы были выполнены молодёжью — студентами и аспирантами. Вообще на конференции было много молодёжи — что свидетельствует о том, что кризис в науке времён 90-х уже преодолён.

Автор с коллегой обсуждает стендовый доклад

Автор с коллегой обсуждает стендовый доклад

Бурное развитие синтетической химии заставляет шевелиться и остальных. Огромное количество синтезов делают в растворе, поэтому было представлено несколько обзорных докладов по химии платиновых металлов. Особо хотелось бы выделить доклад профессора И.В. Миронова о комплексообразовании золота в растворах. Докладчик очень удачно выстроил своё выступление, изящно показав, как «чисто фундаментальная» наука способна стимулировать успехи практической химии.

Но больше всего докладов (в рамках всей конференции) было посвящено практическим вопросам технологии платиновых металлов и золота. Актуальной является проблема поиска новых реагентов для селективного выделения благородных металлов из технологических растворов.

Очень большой вклад сделала и красноярская делегация — специалисты завода цветных металлов им. Гулидова, а также студенты, аспиранты и учёные из СФУ и ИХХТ СО РАН.

Параллельно с презентацией научных работ в холле Дома учёных проходила выставка оборудования, организованная компаниями-производителями. Здесь можно было увидеть все новинки лабораторной техники (лично я вернулся домой, нагруженный каталогами под завязку), опробовать их прямо на стендах и даже прихватить себе парочку сувениров. Представители компаний охотно шли на контакт, и многие участники присмотрели себе подходящее оборудование.

Научный обмен получился настолько интенсивным, что заряда бодрости и энтузиазма хватит участникам как раз до следующей встречи. По слухам, она вполне может состояться в нашем родном Красноярске.

Александр ЛЕШОК

Похожие материалы