КаленДарим

Этот «дискуссионный клуб» в Институте филологии и языковой коммуникации СФУ у будущих журналистов возник спонтанно — на семинарах по мастерству, которые ведёт Татьяна ПОПОВА, журналист с четвертьвековым стажем, более 20 лет проработавшая в главной газете края — «Красноярском рабочем». Темы, вокруг которых на занятиях 3 курса разгорается сыр-бор, самые разные. Не всегда там рождается истина, но дискуссия помогает сформулировать своё, не заёмное отношение к проблеме, которая «зацепила». Редакция университетской газеты уверена, что студенческие дебаты будут интересны и нашим читателям. Сегодняшняя тема — календарь в подарок Путину на день рождения, который подготовили коллеги — студентки журфака МГУ. В СМИ история получила большой резонанс.

Премьер-календарь

Что может подарить премьер-министру России на день рождения простая студентка? Бутылку шампанского? Коробку конфет? Цветы? Глупости! Конечно же то, что есть — «себя» (собственное тело).

Именно так решили поступить студентки журфака МГУ. 6-7 октября, накануне дня рождения Владимира Владимировича Путина в московскую сеть магазинов «Ашан» поступил в продажу эротический календарь с заголовком «Владимир Владимирович, мы вас любим!» по цене 259 рублей за штуку.

Идея подобного календаря не нова: данного рода вещи часто практикуются среди разного рода коллективов, организаций. Почему бы, например, каким-нибудь работницам швейного цеха не сделать подобный календарь на день рождения своего начальника? Тем более, если есть, что показать. И боссу приятно, и себе лишний раз напомнить, что они всё-таки женщины, а не просто работники.

Но в случае с «путинским» календарём дела обстоят не так просто. Имеется ряд пикантных моментов.

Во-первых, на съёмки были приглашены не какие-нибудь профессиональные модели, а студентки Московского государственного университета. Не борделя, не училища, а МГУ, который для России и стран СНГ остаётся эталоном научных знаний и культурных ценностей.

Во-вторых, календарь адресован не кому-нибудь, а премьер-министру. Фигуре важной, политической. Это личность не того уровня, чтобы можно было дарить подобного рода вещи.

В-третьих, помимо того, что студентки на календаре изображены в полуголом виде, так рядом с их фотографиями подвешены различные надписи с фразами, которые девушки адресуют Владимиру Владимировичу. И в них красотки откровенно предлагают себя премьеру («Как насчёт третьего раза?», «Возьмите вторым пилотом», «Мне не нужна рында, мне нужны вы!»), по ходу задевая различного рода политические и общественные события. И если «Прокатите на «Калине»!» звучит терпимо, то «Пожары потушили, а я всё ещё горю» — это верх бестактности.

Почему эта акция привлекла столько внимания? Потому что отражает наши нравы и ценности. Удивительно, что в народе нашлось множество сторонников этой инициативы. «Девушки красивые, чего же вы пристали», или даже «Да я бы сама для Путина разделась!». Не это ли признак нравственной болезни, падения общества? Возможно, вокруг стало слишком много секса. Вещь эта в жизни человека — безусловно нужная, приятная и полезная. Но делать из неё культ, вокруг которого всё вертится — откровенный перебор. А ведь к этому всё и идёт.

Идеолог календаря (выпускник того же журфака, между прочим) откровенно лукавит насчёт непричастности затеи к МГУ. Заявляет, что, подписывая фразы на календаре, они просто констатировали тот факт, что девушки учатся в этом вузе. Понятное дело, что это не вся правда. МГУ — это бренд, причём очень сильный. Он на слуху, в газетах, в телевизоре. Вряд ли СМИ вообще обратили столько внимания на календарь, если бы не была афиширована причастность молодых девушек к МГУ. Работай они в модельном агентстве, никто бы не стал предъявлять к календарю радикальных претензий — очередная пошлость, не более.

Но история на самом календаре не закончилась. Другие студентки журфака МГУ, уже более нравственные и сознательные, решили ответить коллегам... той же монетой. И сделали второй календарь под названием «Владимир Владимирович, у нас есть несколько вопросов...». Здесь девушки в строгих деловых костюмах, с заклеенными лентой ртами, задают провокационные вопросы типа «Когда следующий теракт?».

Само по себе выглядит неплохо... Но вот на фоне первого смотрится, как продукт дет­ской тяги к подражанию. Зачем брать ту же идею по горячим следам, не лучше ли было придумать нечто оригинальное? Ведь первый календарь вышел, что уж там спорить, хоть и безнравственным, но оригинальным подарком.

Евгений КОГУТ

Страсти по Путину

В информационном сообществе наиболее эффективный способ усовершенствования окружающей действительности — медийное событие, обращающее внимание на проблему и заостряющее все конфликты и противоречия. В этом смысле оба «путинских» календаря представляют цельный медийный акт. Эти календари выражают весьма неоднозначное отношение к премьер-министру как личности и символу власти и отражают наличие критической мысли у обычных людей. Однако игровая форма обоих календарей снижает цельность информации как для почитателей названного политика, так и для его оппозиционеров.

В общем-то неважно, коммерческие проекты эти календари или нет. Они вызвали активную критическую мысль, и в этом их основная ценность.

Владислав МОИСЕЕВ

Себя показать и деньжат заработать

Выпуск «поздравительного календаря» студентами журфака МГУ ко дню рождения премьер-министра Владимира Путина — это всего-навсего грамотный коммерческий проект, но не журналистское творчество! В нём вряд ли есть какой-то особый смысл, скорее всего, это разовая акция, от которой выиграют не студентки, а автор проекта. И этот человек очень ярко, а главное громко заявил о себе в своей профессиональной сфере.

Екатерина ШАНЦЕВА

Послесловие к «подарку года»

Студентки журфака МГУ потрудились на славу — сделали целых два подарка Путину, и оба компрометирующие.

С эротическим календарём вроде бы всё понятно: и засветились, и календарик продали. При этом Ясен Засурский, экс-глава факультета журналистики МГУ, честь университета защитил: «Это не имеет отношения прямо к факультету. Это группа наших выпускников создала издательство».

Дмитрий Песков, пресс-секретарь премьера, комментировать не захотел: «Насколько я понимаю, он адресован Владимиру Владимировичу, но я не знаю, Путину ли».

А как же второй календарик?

Откровенной фотосессии коллеги противопоставили интеллектуальную съёмку в одежде, но с острыми политическими вопросами. Зачем? «Честное имя факультета мы позорить не дадим», — прокомментировала своё участие в этом проекте третьекурсница журфака Елизавета Меньщикова.

«Вторую акцию я рассматриваю как протест студентов, не согласных с первыми. Печально, что из этого появился информационный повод. Ведь дело студентов — учиться, а не заниматься бизнесом или политическими протестами», — отметил декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова.

Является ли второй календарь лишь ответом на первый? Или студенты воспользовались возможностью, чтобы задать вопросы, которые действительно их волнуют? А зачем этот жёлтый скотч? Или в этом содержится ещё один вопрос: «Мы можем об этом свободно говорить?»

Но кому обращены эти вопросы? В пустоту или конкретному человеку? И почему именно этот человек может знать на них ответы?

Вопросы без ответов оставляют странное послевкусие.

Диана СЕРЕБРЕННИКОВА

Похожие материалы