Не врать и не бояться

Историк с большой буквы, Михаил СЕВЕРЬЯНОВ в свои 60 лет внёс в банк российской и краевой науки столь существенный объём уникальных исторических знаний, что хотя бы отчасти восполнил тот исторический «вклад», который последние десятилетия усердно выносили из общественного сознания.

Михаил Дмитриевич всегда держался собственной позиции. Почему-то приходит в голову слоган: «Не врать и не бояться!». Заметьте — прекрасная заповедь не только для учёного. Перелистывая пожелтевшие газетные страницы, моделируешь судьбу человека, который стал успешным исключительно за счёт интеллектуального труда, сибирского характера, умения не пасовать перед жизненными сложностями. Образцовый пограничник, отличный спортсмен, депутат разных уровней, доктор наук — в любом коллективе Северьянов становился лидером. А коллеги и ученики видят в заведующем кафедрой истории России СФУ позитивного человека и увлекательного собеседника, в разговоре с которым находишь и ценные исторические познания, и комплексное видение отечественной истории.

Жизнь приготовила М.Д. Северьянову целый ряд ярких дорог. Уже в 1985 году молодой кандидат наук становится лауреатом Всесоюзного конкурса молодых учёных за рукопись книги «На земле Саянской. Прошлое и настоящее Саянского района Красноярского края». Наград такого уровня, наверное, уже нет. Ведь это признание не какого-либо коммерческого фонда, а ЦК ВЛКСМ, Академии наук СССР, Министерства образования и просвещения СССР. Затем — общественная работа в профсоюзных и партийных организациях иркутских и красноярских вузов. С открытием Красноярского инженерно-строительного института в 1982 году Михаил Дмитриевич занимает должность заведующего кафедрой и до настоящего времени блестяще организует кафедральную работу. В конце 80-х годов Северьянов в центре городской политической жизни — он входит в бюро горкома партии, в 1990-м избран делегатом последнего, XXVIII съезда КПСС, судьбоносного для СССР.

На этот съезд М.Д. Северьянов готовил доклад об опасности национального самоопределения и административно-территориального деления по этническому признаку. Историк прекрасно ориентировался в политических играх, а главное — в их кровавых последствиях. Он не изобретал политиканских формул, а провозглашал нехитрые слова — государственность и патриотизм. Однако тогда лично А. Лукьянов посоветовал Северьянову поменять тему доклада, поскольку взорвать съезд было гораздо проще, чем удержать его в покое — в условиях, когда с 1988 года начался «кровавый развод» союзных республик, который и закончился в 1991 году распадом великого государства. А ведь уход от национального деления государства мог быть спасительным для страны.

Тогда политика не стала продолжением жизненного пути Северьянова. Может, и к лучшему, так как ставший доктором наук и членом Международной академии социального образования М.Д. Северьянов издаёт ещё десяток крупных научных трудов, воспитывает 13 кандидатов исторических наук, растит пятерых детей и даже… завоёвывает серебро на европейском чемпионате по волейболу среди студентов (долгое время был тренером команды вуза).

В одной из своих книг Михаил Дмитриевич цитирует Маркса: «Существует только одна наука — это история, которая в свою очередь делится на историю природы и историю общества». Научный процесс в истории — это не подборка философских цитат, не личное рассуждение и политические амбиции; это факты, доказательства, обоснования. Само восстановление даты исторического события — уже научное открытие, которое пополняет отечественную историческую память, а следовательно, историческое сознание. А его недооценивать нельзя — достаточно вспомнить и 1917, и 1985 годы, когда историческое прошлое начинали стирать или переписывать.

Однако история не считается с болью потерь. История, по словам Михаила Дмитриевича, холодна к человеческим переживаниям. Но те, кто ей не учится, будут ею проучены. Потому сам Северьянов продолжает заниматься исследованиями, ценными для сегодняшней России. Например, последняя монография посвящена важнейшей отрасли — агропромышленному комплексу. Очевидно, что государство без сельского хозяйства — это вечная колония, и Михаил Дмитриевич многие годы активно исследует сибирскую деревню, от НЭПа до уникальных фактов «капитализма в советской России», но не ограничивается только этим, а занимается теорией революций, создаёт курс по методологии исторической науки и мн. др.

В октябре 2010 года М.Д. Северьянов в радиотрансляции поддержал историков МГУ А. ВдовинА и А. Барсенкова, которые подверглись нападкам за свой последний учебник со стороны известной команды Н. Сванидзе. И снова речь идёт о «сдувании пылинок» с «незыблемых интересов» малых наций в составе России. Когда же мы начнём учитывать и потребности самого обделённого народа нашей многонациональной Федерации — русского? А ведь патриотизм, как подчёркивает Михаил Дмитриевич, нельзя воспроизвести в заданные сроки, это не бизнес-план — это составляющее нации. Сам Северьянов над возрождением патриотизма работает на протяжении всей своей жизни и будет продолжать это делать вне зависимости от перемены политических интересов. И, возможно, благодаря патриотическим усилиям таких, как он, Россия вообще сохранилась как государство, с которым ещё считаются в мире.

Василий НИКУЛЕНКОВ

Похожие материалы