На природу!

Университетский конкурс спортивно-оздоровительного туризма — в самом разгаре. Его участники совмещают полезное с приятным: отправляясь в походы на природу, дышат свежим воздухом и зарабатывают баллы в конкурсе СОТ. Нам прислали два рассказа о ноябрьских выходных. Подробности о конкурсе СОТ — http://sport.sfu-kras.ru/tourism

Марш-бросок короткого зимнего дня

Тропа уходила, уводила всё дальше от города. Петляла между высоких стройных, как мачты, сосен и нагруженных мокрым снегом зелёных лап елей. В лесу тихо, только слышно, как летают с ветки на ветку маленькие птички. Вытянешь руку с семечками, и подлетит сразу такая птаха. Сядет на краешек пальцев, приятно щекоча кожу мелкими коготками, возьмет семечку и упорхнёт. Потом ещё одна, и вот уже стайка порхает вокруг, а ты стоишь, не дыша, чтоб не вспугнуть.

Брошен клич: «На Столбы». Устав за неделю в каменных джунглях, надышавшись смога в нескончаемых пробках, мы спешим на свидание с удивительным местом - с красивейшими скалами центра заповедника.

Встреча оговорена заранее - на остановке «Турбаза» в 10.00 часов. К назначенному часу собралось 18 человек. По ходу присоединились ещё четверо, итого 22. И это здорово! Не побоявшись погоды, обещанной метеорологами, студенты, выпускники и преподаватели СФУЮ, знакомые и не знакомые, отправились в поход, организованный членами секции спортивного туризма СФУ в рамках конкурса СОТ.

Постепенно слякоть под ногами исчезает и под ногами весело хрустит белый чистый снежок. Окружающая природа словно замерла в преддверии наступающих холодов. Преодолев последние метры «пыхтуна», мы вышли на перевал. Здесь множество людей всех возрастов - кто с лыжами, кто с санками-ледянками.

Пересчитав группу, отдохнув и дождавшись отстающих, мы начали подниматься к «Первому». Величественный и необъятный, он вырастает из земли, всегда поражая воображение. От него держим путь ко «Второму» на видовку «Водораздела». Подъём здесь не сложный, но не на этот раз, когда скалы покрыты не только снегом, но и льдом. Поднимаемся аккуратно, подстраховывая друг друга. И… Какая удивительная панорама перед глазами! Хочется вдохнуть полной грудью, расправить крылья и поймать поток ветра…

У

У "Перьев"

Среди тёмного заснеженного леса можно увидеть кордон Нарым. Но мы продолжаем путь. Тоненькая тропа по Копьевой гриве змейкой проходит около «Митры», огибает «Рукавицы» и выводит нас к «Сухой гряде». Темный хвойный лес сменяется светлым, почти прозрачным лиственным.

Пообедав и немножечко отдохнув на «Ферме», мы идём к «Верхопузу». Пересекли Нелидовский ручей, преодолели небольшой подъем и вышли на вершину хребта. Поднявшись на «Верхопуз», следуя традиции, посвятили нашего новичка Андрея (поднявшегося в первый раз на скалы человека посвящают ботинком или скальником). С вершины, используя карту, попытались определить название виднеющихся скал. Вот напротив «Скрытный» и «Подвершинный». Налево и совсем рядом «Каин и Авель», чуть дальше огромный массив «Манской стенки» и «Манская баба». И совсем скрываются в запорошенной дымке пики «Барьеров».

Но нам нужно торопиться, в лесу становится темно очень быстро. Тропа обогнула скалу «Каин и Авель» и вывела к ручью Столбовский Калтат, пройдя вдоль которого мы вышли у камня «Акула». Этот камень и правда похож на акулу, только очень добрую. Налюбовавшись этим чудом и сфотографировавшись, мы вышли к «Манской стенке», где для курсантов школы была прочитана лекция на тему: «Простейшие естественные препятствия и способы их преодоления».

Мы отправились в обратный путь. Напоследок поднялись на вершину «Четвертого». Порывы ветра разрывали тяжелые облака, окрашенные в нежно-розовые тона заходящего солнца, прятали от посторонних глаз «Второй». Все казалось таким невесомым, эфемерным. И стоя, на вершине, каждой клеточкой ощутили мы это маленькое счастье и благодарность за то, что природа позволила ко всему этому прикоснуться.

Через «Перья» и «Дед» вышли на большую дорогу, ведущую домой. Что осталось в душе у ребят после общения с природой? Пусть это будет их маленькой тайной. Но надеюсь, им захочется снова вернуться сюда, забыть свои тревоги и страхи, забыть про время, поймать сильный поток ветра-жизни и ничего не бояться.

А мне хочется пропеть, переиначив, слова одной бардовской песни:

Я вас люблю, мои Столбы,
Мои тяжелые осенние.
Чуть-чуть смешно, чуть-чуть рассеянно
Я вас люблю мои Столбы.

Спасибо всем ребятам, которые собрались. Но на этом наши путешествия не заканчиваются! Подробности о предстоящих походах выходного дня на http://tourism.sfu-kras.ru/school.

Ирина ЛАВОР, преподаватель

В поисках белого снега

Принято считать, что Сибирь – суровый край, и снег по колено для нас – это обыденное явление. Но вот уже ноябрь месяц, а в нашем городе снег если и приходил, то следы его исчезали моментально под полуденным солнцем. Если в городе настоящего белого снега пока не найти, то где же его искать, как не на природе? Именно такие мысли посещали нас, когда мы ехали к заповеднику «Столбы».

Приехав на остановку, многие были немного удивлены большому скоплению народа – все-таки двадцать человек в походы ходит не так часто! Руководитель похода постоянно была озадачена пересчетом большой компании, а сделать это на ходу оказалось крайне сложно. Хорошо, что лес бережно сохранил для нас снежный покров, благодаря которому все были очень заметными.

Практически каждый из нас побывал на «Столбах» много раз, но в этот раз с нами был один новичок, который удостоился чести быть посвященным в «столбисты» на одной из скал. Его удивление и восхищение при подходе к Первому столбу было невозможно скрыть от нашего зоркого фотографа!

Во время привала выяснилось, что все, кто хотел взять ледянки, забыли их дома… Все, кроме нашего новичка: он взял целых четыре! Так, на ледянках, хобах и на своих двоих мы катались со всех горок, встретившихся на пути. А перед каждой горкой непременно есть свой подъем. Иногда было тяжело подниматься, но дружеская поддержка и внимание на всем пути помогали достичь цели.

По-настоящему огромные сугробы собирали вокруг себя скалы, особенно сильно мы утопали под «Манской стенкой». Там можно было спокойно погрузиться в снег по пояс или закопаться так, чтобы тебя не нашли.

Зимой природа на «Столбах» кажется сказочной. И действительно, в городе даже посреди зимы такое не часто можно встретить. Белейший снег, не тронутый грязными выхлопами города, почти нехоженый и совсем не изъезженный. И эта сказка на десятки километров открыта для горожан каждый день. Чистейший воздух, не тронутая природа и каменные исполины вокруг нас. Мы целый день наслаждались знакомством со «Столбами». Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и мы вернулись домой, пообещав прийти сюда снова.