Избежать сценария «Хотели как лучше, а получилось…»

Все знают, что со следующего года страна должна перейти на стандарты третьего поколения. И очень актуальный вопрос, который задают и директора, и преподаватели — произойдёт ли этот переход? Первый проректор по учебной работе В.И. КОЛМАКОВ недавно побывал на совещании учебно-методического объединения в Москве и сделал вывод: произойдёт. Но ситуация очень сложная.

— Владимир Иннокентьевич, разве вузы готовы к таком переходу? Есть ли стандарты нового поколения в каком-либо официальном документе?

— Понятие федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) установлено ФЗ № 309 от 1.12.2007. Этим законом утверждены требования к структуре основных образовательных программ, условиям реализации, в том числе кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также результатам освоения основных образовательных программ. Определена и процедура принятия ФГОС. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования № 71 от 14.02.2008 установило, что программы бакалавриата, программы магистратуры и программы подготовки специалиста разрабатываются вузом самостоятельно с учётом требований рынка труда на основе ФГОС ВПО, примерных основных образовательных программ (ПООП), разработку которых осуществляет Министерство образования и науки РФ и регистрирует в Минюсте России. При этом ПООП для вузов имеют рекомендательный характер. Согласно федеральным законам № 232 и № 309, приём на обучение по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней, установленных федеральным законом № 125 в 1996 году, в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30.12.2010. Если ничего не изменится, то приём на 2011-2012 учебный год все вузы страны должны будут осуществлять на новые программы. При этом вуз обязан объявить перечень специальностей и направлений подготовки не позднее 1 февраля 2011 года и иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности по этим образовательным программам.

Ситуация выглядит катастрофичной, так как федеральная нормативная база полностью не укомплектована. На конец ноября получили полную «легализацию» около 50% ПООП и ФГОС. Особенно «сложная» ситуация по специальностям — легализован только один стандарт по специальности «Медико-профилактическое дело», в котором, по мнению специалистов, имеются серьёзные ошибки.

— А что, специальности останутся?

— Останется примерно 110-115. Остальное — это программы бакалавров и магистров. К сожалению, полного окончательного реестра пока нет. Более того, общественная или профессиональная экспертиза перечней профилей, представленных в ПООП, как и самих ПООП, не проведена до сих пор. В результате название профилей в ряде случаев совпадает с названиями целых направлений подготовки, например, «Филология», «Философия», «Экономика» и др.

— И при этом вы делаете вывод, что мы перейдём на новые стандарты со следующего года?

— Я участвовал в расширенном заседании Президиума УМО по классическому университетскому образованию. Там выступали ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, члены комитета по образованию Государственной думы, представители Министерства образования, разумеется, ректоры и проректоры вузов и т.д. Все высказывали обеспокоенность.

Но представитель министерства заверил, что будет сделано всё возможное, чтобы переход состоялся, и обещал большинство ПООП до февраля утвердить, т.е. с нарушением сроков. Так что университетам остаётся очень мало времени для разработки программ, фактически его нет.

— Что будет, если не все ПООП и ФГОС примут к февралю?

— Скорее всего, такая задержка действительно произойдёт, и вузам в этих условиях будет очень тяжело работать. Но такую историю высшее образование уже переживало, когда переходили на стандарты первого (1997 г.) и второго (2000 г.) поколения. Так что опыт есть, хотя вузам не позавидуешь — всё будет в авральном режиме. К сожалению, переход на новые ФГОС ВПО совпал и с реформой в управлении высшей школы. Закрыто Рособразование, его функции переданы департаментам Министерства образования, пришли новые люди, и в результате все процессы затормозились на критичной отметке.

— Что в этих условиях сейчас делать преподавателям — занимать выжидательную позицию?

— Нужно следить за ситуацией. Если ПООП появилась в Интернете — брать и работать с ней. Некоторые уже размещены на сайте министерства и с ними активно работают, в том числе и в нашем университете. По другим, неутверждённым, есть проекты, и с ними также надо начинать работать, понимая риски отсутствия времени. Ведь надо провести большую развёрнутую работу, которая требует напряжения всего педагогического коллектива и особенно дирекции институтов.

— А преподаватели СФУ участвовали в разработке ПООП или ФГОС по заданию Министерства образования?

— Наши преподавательские коллективы участвовали в разработке некоторых ПООП. Например, такая работа велась преподавателями ИСИ, ИЭУиП и др.

— Федеральные университеты имеют право работать и по собственным программам. СФУ разрабатывал собственные стандарты?

— Такая работа активно ведётся с начала года. Учебно-методическим управлением подготовлен проект модельной образовательной программы, выполненной на примере нефтегазового дела, он передан для работы в институты. Пользуясь возможностью, призываю директораты и преподавателей включиться в работы по составлению собственных образовательных программ. Напоминаю, что стандарт федерального университета по требованиям должен быть выше, чем государственный стандарт, — по кадровому обеспечению, по материально-технической базе. Наш стандарт должен быть лучше и современнее. Работа сдерживается тем, что нет ФГОС ВПО, т.е. не с чем сравнить.

— А в чём основное отличие нового государственного стандарта от существующих?

— Основное отличие состоит в «рамочном» характере. В новом поколении стандартов предусмотрено дальнейшее расширение свободы вузов. В стандартах первого поколения «региональная» или «вузовская» компонента образовательных программ и курсов по выбору составляла около 15%, во втором поколении — около 30%. Новый ФГОС определяет в качестве обязательной лишь половину (50%) образовательной программы бакалавра, а для программы магистра вариативная часть составляет более 70%. Более того, в обязательной части, за исключением нескольких позиций в гуманитарных и социально-экономических дисциплинах, поставлены не жёстко закрепленные курсы, а требования к формируемым у студента компетенциям. Ещё одна особенность нового ФГОС в том, что он создаётся на основе базовых принципов Болонского процесса с ориентацией на результаты обучения, выраженные в формате компетенций, с учётом трудозатрат и кредитных (зачётных) единиц.

— Всё это предполагает большую работу. Она дополнительно оплачивается?

— Когда в Европе происходил переход на стандарты нового поколения, вузы получали на их разработку по дополнительному годовому бюджету! Мы это делаем бесплатно, как и многие министерские ПООП и ФГОС, которые также создавались на инициативной основе.

— Т.е. государство ничего не обещает?..

— Так уж у нас сложилась традиция. И здесь есть опасность, что оболочка ФГОС ВПО будет новая, а содержание — старое, не соответствующее заявленным целям. То, что эта работа почти не финансируется, на мой взгляд, большая ошибка.

— Какие ещё риски могут возникнуть при введении стандартов нового поколения?

— Есть опасность потери единого российского образовательного пространства. Приведу пример. Представьте себе, что свои стандарты по подготовке философов предложит, скажем, СФУ и ЮФУ. И они будут очень разниться пусть даже в вариативной части. Так что — философ, подготовленный на юге, должен отличаться от подготовленного в Сибири? Разве это правильно? Поэтому нужна координированная работа и министерства, и вузов.

Соб. инф.

Похожие материалы