Первые лица
В новогоднем выпуске газеты мы предложили ректору и Президенту Сибирского федерального университета ответить на серьёзные и не очень вопросы.
![](/files/gazeta/vaganov_1.jpg)
Ректор СФУ Евгений ВАГАНОВ
В России проводились Год молодёжи, Год семьи, Год учителя. Каким, на ваш взгляд, должен быть 2011-й, чтобы самые острые проблемы были решены?
Надо спокойно и профессионально заниматься решением всех актуальных проблем и делать это постоянно. 2011-й год должен быть продуктивным, успешным (персонально для каждого человека и коллектива в целом) и здоровым годом!
Что для вас является показателем качества жизни россиянина?
Собственный дом, сад (дерево) и трое детишек в семье, не испытывающей нужду.
Когда вы сменили руководство научным институтом (Институтом леса) на руководство первым в стране федеральным университетом – насколько это изменило вашу жизнь, вас самого и ваши взгляды на окружающий мир?
Жизнь изменилась существенно, круг решаемых вопросов увеличился кратно, как и ответственных решений. Время проходит в разъездах — 25-30 перелётов ежегодно. Значительно увеличился «сектор общения», и как результат — очень сильно сократилось время для реальных научных работ. Здесь меня аспиранты и мои ученики выручают — и обсуждением тем работ, и конкретными новыми результатами и публикациями.
Изменился ли я сам? Тут могу сослаться только на жену, которая говорит, что что-то во мне изменилось (а я ей верю), но что именно — умалчивает. Возможно, не хочет меня расстраивать. Если какие-то мои взгляды и изменились, то только на профессиональную бюрократию, которая считает, как и раньше, что мы для неё, а не она для нас. К сожалению, таких людей уже чрезмерно много в наших структурах. А ведь они должны нам помогать легче жить.
Что оставило в вас «сладкое» и «горькое» послевкусие в минувшем году?
«Горькое» — когда люди занимаются тем делом, в котором ничего не понимают и которое не любят. «Сладкое» — ввод новых зданий университета: библиотеки и корпуса Института нефти и газа. Согласен ежегодно «съедать свою шляпу», лишь бы такой темп строительства университета сохранился.
![](/files/gazeta/uss2.jpg)
Президент СФУ Александр УСС
Какие компетенции вы бы внесли во все без исключения образовательные стандарты третьего поколения (т.е. что должны уметь все люди с высшим образованием)?
Я бы очень осторожно отнёсся к такому роду унификации стандартов. Зачем, например, выпускнику художественной академии знать специфику программирования, которая к тому же меняется каждый день? Точно так же, как конструктор ракет или физик-ядерщик разве что для общего развития должны знать различие между ямбом и хореем. Если же говорить об общечеловеческих стандартах, то они прописаны две тысячи лет назад, в десяти заповедях. Я бы, перефразируя и в порядке нарастания значимости, пожалуй, назвал три.
Первое — умение мыслить. Не на вопросы тестов отвечать, не лезть по каждому поводу в Интернет в поисках истины, а анализировать, ставить самому себе вопросы и отвечать на них, может быть, даже ошибаться при этом, но идти своим путём в мыслительном процессе. Второе — нести ответственность. За себя и свои поступки. За благополучие и душевный мир близких людей. По большому счёту — за свою страну. И третье — уметь любить и принимать любовь. Можно это прописать в стандартах, пусть даже и третьего поколения? Лично я не возьмусь, а вы — попробуйте.
Если бы вы были студентом, что бы вы попросили у ректора (президента)?
Президент СФУ и ректор, увы, не Деды Морозы. Но могут многое, это правда. А вот будь я студентом, я бы, пожалуй, — только не удивляйтесь, — попросил вернуться к практике распределения после окончания университета. Не для всех, конечно (кто-то уже сейчас определился с местом работы), а для тех, кому сложно в силу разных причин найти работу по специальности. Потрачено много времени, сил, средств — большинству ребят хочется реализовать свои знания на практике, зарабатывая при этом приемлемые деньги. Хотя понимаю, что для того, чтобы вернуться к распределению, нужны колоссальные изменения — начиная от планирования учебных мест в соответствии с потребностями экономики, продолжая изменением учебных программ и заканчивая государственным регулированием отношений предприятия и молодого специалиста… Ещё бы, пожалуй, попросил стажировку в хорошем вузе за границей — чтоб мир посмотреть, себя показать (безусловно, применительно к выбранной специальности!). И на десерт — пригласить в СФУ музыканта уровня Евгения Кисина, чтобы насладиться звуками знаменитого рояля. Или Тухманова. Кстати, такие планы у меня есть.
Как вы думаете, почему детское и взрослое восприятие праздника так отличается?
А вы уверены, что оно так уж отличается? Детская вера в сказку быстро переходит в юношеский цинизм свержения авторитетов, среди которых первым стоит несчастный Дед Мороз. Но, уверяю вас, это быстро проходит. Как только человек начинает мыслить, отвечать за близких ему людей и поднимается к вершинам любви (см.п.1), вера в чудеса возвращается. Конечно, мы уже не ищем под ёлкой шоколадку с замиранием сердца, но в душе ждём поддержки свыше в наших делах, в нашей жизни. И она всегда приходит, поверьте.
Какой новогодний подарок в детстве вам наиболее запомнился?
Как-то раз накануне Нового года отец привёз домой ящик, полный яблок. Они лежали в белой, наверное, рисовой, стружке — большие, красивые. Нам с братом каждый день выдавали по одному. Для неизбалованных деревенских мальчишек эти заграничные яблоки казались настоящим чудом. Потом мне дарили много подарков, много я дарил сам. Но до сих пор помню тот запах и ощущение счастья, когда запустишь руку в уже почти пустой ящик, под пальцами шуршит стружка, и вдруг — вот оно, ещё одно яблоко!