Быть или не быть или быть бессмертным или...

Если у Гамлета было только два варианта в жизни, то французский художник-постмодернист Фабрис Ибер, выставка которого работает в Красноярском музейном центре до 15 января 2011, предлагает взвешивать всё как минимум на весах, у которых три чаши: пора перестать относиться к вещам и явлениям слишком радикально как к положительным или отрицательным, а создавать более тонкие и многогранные системы для их оценки. Специально для выставки в России художник нашел аналог трехчашных весов — матрёшка, внутри которой скрывается множество слоев-матрёшек-смыслов, как и у человека, заглянувшего в свой внутренний мир и обнаружившего бесконечное количество смыслов самого себя.

Фабрис Ибер — обладатель самой престижной награды в арт-мире — Гран-при Венецианской биеннале 1997 года, где свой выставочный павильон художник использовал для экспонирования дискуссий на художественные темы, транслируя их в прямом эфире. Также он — один из немногих художников, успешно привлекающий бизнес к искусству. Собственно, когда художник захотел создать произведение «квадратный метр губной помады», он попросил столь дорогостоящий материал у косметической фирмы, спокойно приняв компромиссное решение — превратить произведение искусства в рекламную акцию. На выставке в Красноярске можно увидеть продолжение косметической темы: на этот раз картина помадой «Красный квадрат» — это французский страстный реверанс Малевичу, перед которым должен преклониться любой современный автор.

Интересно, что опыт Ибера лишний раз подтверждает, что лучшее образование для современного художника совсем не рисовальное, а, естественнонаучное (в данном случае — математическое). В результате чего художник работает в сложном и редком направлении современного искусства — сайнс-арт, синтезирующего искусство и науку. Его графические работы напоминают научные чертежи, а многие произведения представляют собой эксперимент на тему «а что если»: футбольный мяч был бы квадратным, деревья могли бы не только покачиваться, но и стремительно вращаться, а человек носил бы костюм дружелюбного мишки, защищающий от вредного воздействия экологии и т.д.

«Бессмертные» Фабриса Ибера — качественный европейский выставочный проект, очень понятное (опять-таки на разных уровнях) современное искусство. Совершенно точно произведения на выставке открывают зрителю новый метод парадоксального мышления, позволяя, так сказать, мыслить «по-иберовски». Целительные возможности живописи художника до конца пока не изучены, но среди «Бессмертных» есть и, так называемые, «гомеопатические» произведения. По крайней мере, в плане здоровья «Овощной человек» наглядно продемонстрирует, чем нужно питаться, чтоб быть красивым и умным.

Александра СЕМЁНОВА