Ой ты, гой еси, университет-батюшка

Таких мотивов у текстов, присланных на литературный новогодний конкурс «в стиле фольклора» (так в этом году определила условия редакция), — было немало. Жанры отличались разнообразием — былины, частушки, аллегории. Но чаще всего — сказки: жил-был студент Иванушка-дурачок, и очень помогала ему в учёбе халява… (чуть ли не единственный фольклорный студенческий персонаж).

Выбор был непростым. Члены жюри, хотя и высоко оценили произведения, ставшие в итоге победителями, в распределении мест, как всегда, не совпали: одному ближе добрый юмор, а другому — романтическая возвышенность… Тем не менее победители и их работы перед вами — читайте и сравнивайте.

Мы благодарим членов жюри конкурса «Слова и музыка народные...» за работу и предоставляем им слово.

Майя Гавриловна СМОЛИНА, канд. филос. наук, доцент кафедры искусствоведения ГИ: «Задача была поставлена редакцией действительно очень интересная, фольклор — это прекрасно, он очень консолидирует. Я с удовольствием прочитала тексты, многие показались мне написанными людьми не без способностей и таланта. Среди них чаще всего — подражание жанрам, но некоторые выходят за рамки простого стилизаторства. Оценивала я соответствие задаче студенческого фольклора, поэтому призовые места увидела прежде всего там, где это соответствие было. Кроме того были тексты просто хорошо, искренне написанные, прекрасные по своей исповедальности, лиричности, что ли... Фольклор студентов, на мой взгляд, должен быть целостным и легкозапоминающимся, метко раскрывающим какую-то национально-территориальную специфику студентов, их жизни».

Людмила Петровна АБРАМОВА, начальник отдела корпоративного развития: «Новогодняя тема предполагает сказку, поэтому мне понравились произведения «Добрая сказка о злой оценке», «Белые медвежата», «Приключения спутника», «Небо над университетом». Хороши «Письма к Деду Морозу» и оригинальна притча — «Карандаш и ручка» (см. электронную версию).
Литературный клуб «Высокий берег» приглашает всех участников конкурса для участия в наших заседаниях, где можно почитать свои и послушать чужие творения, а потом напечататься в сборнике «На высоком берегу–3», который будет издаваться в сентябре 2011 г.».

Анастасия Константиновна ПОГРЕБНЯК, канд. филол. наук, инженер кафедры русского языка ИФиЯК: «Некоторые авторы слишком увлекались, забывая про смысл и логику или изобретая неудачные каламбуры. Были тексты, не имеющие отношения к фольклору, и далеко не жизнерадостные. Кажется, многие участники конкурса позабыли про иронию, шутку, сарказм, свойственные студенческому фольклору. Мне трудно поверить в отсутствие анекдотов в студенческой среде, но этого жанра, а также примет, описания студенческих ритуалов не было представлено на конкурсе. Исключением стали два текста, «литературно» описывающие ритуал «призывания халявы».

1 место

Екатерина Фатьянова, ИФиЯК, гр. Ж-34

Песня студентов СФУ

(исполняется на мотив песни А. Городницкого «Атланты»)

Когда в карманах пусто
И ветер в голове —
Ты из любви к искусству
Приди к нам в универ,

Где на вершине сопки,
Открытые ветрам,
Льнут в кампусах высотки
К учебным корпусам.

Там интеллектуальный
Набрал авторитет
Сибирский федеральный
Наш университет.

И в качестве примера
Там среди адских мук
Студенты универа
Грызут гранит наук.

Грызут и днём, и ночью,
Терзают Интернет.
Усваивают прочно —
Альтернативы нет:

Ведь на краю Вселенной —
Сомнений нету в том —
Маячит вожделенный,
Увесистый диплом!

Студент живёт в общаге,
На маленький «стипон»;
К экзаменам ночами
Шпаргалки пишет он.

И жить ещё надежде
До той поры, пока
Зачётки крепко держит
Студенчество в руках!

Средь прочих альма-матер
За много славных лет
Свой проложил фарватер
Наш университет.

Попутный ветер в парус
Нам дует, до сих пор
Поёт «Гаудеамус»
Студентов мощный хор.

Сибирские студенты,
Вся жизнь у нас — экстрим!
Свои эксперименты
Поставим и сдадим!

Решат экономисты
Финансовый вопрос,
Найдут закон юристы —
На это вечный спрос.

Все личные проблемы
Психологи решат,
А все крутые темы
Спортсменов рассмешат.

Философы речами
Вопросы ставят в лоб,
А физики ночами
Лелеют телескоп.

Пока лингвист, филолог
Над текстами дрожат,
Там химик и биолог
Природу потрошат.

А тут у журналистов
Очередной прорыв:
По-прежнему неистов
Их творческий порыв.

Таинственно и плавно
К нам в универ проник
Сравнительно недавно
Нефтяник-газовик…

Студент, забыв реальность,
Прими, как божий дар
Прорыв на специальность
«Реклама и пиар»!

Живёт, не унывает
Весёлый наш народ.
Студента окружает
Задач круговорот.

Хотя зачётов ради
Теорию зубрим,
Но летом, в стройотряде
И практику сдадим!

Все мелкие невзгоды
Сумеем пережить,
Студенческие годы
Вовек нам не забыть!

Мы вытянули главный,
Счастливый наш билет:
Сибирский федеральный
Наш университет!

Мы в будущее смотрим
С надеждой — а пока
Не время нам, ребята,
Отлёживать бока!

Не опуская руки
Учись, трудись и пой, —
Ведь всей большой науки
Ты — маленький герой!

Отметим очень важный
И трепетный момент, —
Пускай запомнит каждый
И препод, и студент, —

Что вуз наш — уникальный,
На свете лучше нет:
Сибирский федеральный
Наш университет!

2 место

Елена НИКОЛАЕВА, 5 курс ИФиЯК

Добрая сказка о злой оценке

В некотором университете, в техническом институте завершалась Сессия, и грозил последний Экзамен. Сел студент Иван на диван и призадумался: а стоит ли об этом задумываться, ведь уже третий курс подходит к концу, почти всё сдал, а последнюю оценку и просто так поставить могут…

А тем временем в городе им. среднестатистической Зачётки рассорились его жители: Уды, Хоры и Отл. Они ждали в своём подъезде новосёла и пока ждали, стали спорить: кто из них студенту нужнее и всех остальных ценнее.

«Неужели не ясно, что я оценок всех милее! — заносчиво проскрипела Отл. — Я единственная в этом царстве! За меня и надбавку к жалованию студенческому дают, и смотрят на меня уважительно, и сама я для студента — подарок. Вот у Вовки Книжкина одни мы, Отлы, живём, так ему и Ботанинское жалование за это платят, и за моря-окияны отправляют».

«Молчи, старая! Ты здесь с первого года обосновалась, с физкультуры родом — а пыжишься, как будто из сопромата! — всхорохорились Хоры. — Ещё бы вас здесь много было: ты ещё та гордячка, студенту просто так к такой кривляке не подступиться! То ли дело мы, семья Хорошистов! И к народу ближе, и жалование стабильное гарантируем…»

Хулиганисто загалдели Уды: «В редкой Зачётке мы не живём… Нас больше всех, а значит, мы нужнее!.. Да мы почти всё студенчество от вымирания спасли, вспомните, кто обычно приходит на помощь, когда появляется призрак Неуда…»

Крикнули и осеклись. Строго-настрого было запрещено упоминать имя страшной отметки. Гнали её изо всех Зачёток, и поселилась Неуд в государстве Ведомостей работать палачом. Сказывали, что она приходит в запущенные среднестатистические Зачётки в виде призрака, и на третье своё появление несёт с собой позорную гибель — отчисление и закрытие города…

Забоялись граждане Зачётки, что и к ним призрак наведается. А Иван думал-думал, да плюнул: «Авось пронесёт!». Отбросил он учебник по строительству в дальний угол и пошёл на Экзамен без подготовки. И его не сдал, и на Пересдачу не пошёл.

В это самое время сидели в саду государства Ведомостей бабушки-Двоечки. Пили энергетики да беседу мирную вели.

«Ох, сестрицы! Тяжёлая у нас работа — студентов запугивать, к знаниям подталкивать. Ведь пока на глаза не покажешься, совсем учиться не хотят. Вон я вечор Сашке Ленивову представилась, так он к Пересдаче всю технологию программирования вызубрил!» — начала одна бабушка.

«Что Ленивов, ты другого Сашку вспомни — Блока! — вторила ей другая. Она была одной из самых старых. — Помню, перед российской изящной словесностью так его запугала, что даже репетитора взяли. Видите, кого я миру подарила, какого поэта!»

«А ты вспомни, как за 50 лет до Блока начинала с Менделеевым, — улыбнулась третья. — Сколько раз ты его на приёмных экзаменах в университет по химии валила?»

«Я же знала, что ему периодическая таблица во сне придёт, ещё лучше хотела натаскать по предмету».

«Да, многое на нашем веку было, всего и не перечесть, — вдруг взгрустнули Двоечки. — Немало мы сестриц своих потеряли в чужих Зачётках. Что же стоит студентам перед Экзаменом книжку открыть, формулы почитать. А они нет-нет, да и завалят Сессию, и забирают из нашей семьи ещё одну кровиночку… Как мечтаем мы о светлом будущем, когда забудут о нас, Двойках, как о Колах, и не придётся никого запугивать, и студенты прилежными станут и за три месяца к Сессии готовиться будут».

Не успела договорить, видят — бежит запыхавшаяся Двойка с работы. И воплем кричит, плачет: «Не сдаст он, не учит он, меня не боится!» И рассказывает, как поехала она в Ванькину Зачётку и подслушала разговор её жителей, как ужасно они о Двойках говорят и «Неудами» их кличут…

«Я как услышала, так и дёру дала! Не любят нас Хоры и Отлы, злыми считают... Ооох, пропали мы с Ванькой, не напугается, не выучит, меня
заберут!».

Замолчали мудрые отметки, стали мыслить, как им дальше поступать. Спрашивает самая опытная у Ивашкиной Двойки:

— Скажи, как ты его пугать хотела?

— Обычно, сестрица: студенческим жалованием, руганью родителей…

— Ох, глупая! У него последний шанс остался, а ты его жалованием пугать хотела! Здесь на большее замахиваться надо… Что думаешь, будет толк из него или навредит он в своей профессии?

— Выйдет толк! Он ещё в школе домики всякие собирал, а сейчас по специальности работает, да устаёт сильно, теорию подучить не успевает. Знать знает, а сказать не может. Вот и не ставят …

И порешили оценки отправиться в город им. среднестатистической Зачётки. Сказано — сделано. Пришли три мудрейшие старушки-Двойки к жителям подъезда «6 семестр». Стучат — не открывают, а только кричат из-за двери: «Уходите, злобные призраки Неуда! Не сдадим вам город!».

Тут старшая Двоечка не выдержала, осерчала и крикнула строго: «Да о ком вы, кроме себя, думаете?! Уже дважды не сдал Иван Экзамен, без нас в одночасье этот город рухнет! Отпирайте по-хорошему, разрази вас кредитно-рейтинговая система!»

Мигом открылась дверь. «Проходите, делайте, что знаете», — говорят, а сами сжались, испуганные. Перед лицом Двойки все оценки одинаковые. И тут начали гостьи колдовать…

Задремал студент Иван. Снится, как вручают ему диплом, как радуются его родители, как он устраивается на стажировку и получает своё первое дело. А первым делом ему нужно построить детский сад. Ерунда! Тяп-ляп — проект готов! И вот возве-дён красивый, узорчатый детский садик. Туда-сюда по лестнице бегают малыши, а ступеньки под ними проваливаются, а сквозь закрытые окна дует холодный ветер, а по стене ползёт трещина, выше и выше. На работе на него косятся: «Чему тебя в университете только учили? Ты там вообще учился?» —

«Учился! Хорошо учился!» — отчаянно кричит он и распахивает перед ними зачётку, а там одни двойки, двойки, двойки…

С криком Ваня вскочил. «Проектирование зданий! Через три дня с комиссией!» И три дня и две ночи от учебника и лекций не отходил, а в голове всё страшный сон крутился.

«Ну что, сестрицы, пора нам возвращаться! Здесь мы больше не нужны, — ласково заговорила старшая Двойка. — Ждите новосёла! И будьте спокойны, наша помощь вам больше не понадобится».

Сказали — и ушли в свой сад, чтобы дальше делать свою неблагодарную, но благородную работу. «Так вот кто самая нужная и ценная отметка,— задумчиво сказала Отл. — А мы перед ней — просто цифры».

Рисунок Н. НИКОЛАЕВОЙ

3 место

Артём ПЕТРОВ, ИППС, П-33

Сказ о ректоре

Рисунок К. Хельдманна

Рисунок К. Хельдманна

Три студента ранним утром
решали судьбы института.

— Кабы я бы ректор стал,—
Вдруг один из них сказал,—
Я бы каждого студента,
не таясь, расцеловал!

Облегчил бы все зачёты,
Отменил физру и счёты,
Бухучет, физмат, матан —
Нанесли немало ран!

Вы послушайте совета:
За учёбу мы горой,
Но после сдачи тех предметов
Каждый третий стал седой.

Вся учёба только в среду,
Обязательно с обеду,
Пара лекций — и домой,
До среды теперь покой.

— Эку глупость ты сказал! —
Тут второй студент привстал, —
Кабы я бы ректор был,
Я б тогда постановил,
Чтоб зачёты у студентов
Получали бы доценты!
И профессор, старый лев,
Изменив на милость гнев,
Отвечал бы все предметы
И эссе писал при этом!
То была б не жизнь — малина,
И на то проста причина,
Когда зав.кафедрой гурьбой
Стоят с зачёткой пред тобой...

— Ну, ребята, вы даёте! —
Посмеялся третий,— жжёте!
Только нам ещё для счастья
Не хватает лишь безвластья!

В шортах мне гулять охотца
По универскому колодцу!
А в столовую, для смеху,
Натянуть тулупы с мехом!

И на входе огорченье!
Раз стоит там турникет —
Пусть охрана всем студентам
Предъявляет документ!..

Ректор мудрый в эту пору,
Размышлял найти опору.
В думах тяжких он сидел:
«Как бы отдохнуть от дел?»

И почуяв бурный спор,
Ректор враз приободрился,
Но послушав разговор,
Лишь вздохнул и удалился.

Похожие материалы