Время «ч» уже наступило…

C 2011 года вузы России должны перейти на стандарты третьего поколения. Весь январь директора и заместители директоров институтов СФУ по учебной работе, деканы, заместители деканов, заведующие кафедрами, преподаватели и сотрудники обсуждали состояние дел по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) третьего поколения.

— Мы представили концепцию от имени учебно-методического департамента и думали, каким образом решить главную задачу — к 1 февраля разместить на сайте университета все основные образовательные программы, которые может реализовать СФУ, причём все они должны соответствовать высокому уровню федерального университета, — рассказывает начальник инновационно-методического управления СФУ Александр Юрьевич СМОЛИН. — Таких программ у нас более 150. Это большой объём работы.

Мы установили на сайте основную документацию: макеты документов, которые нужно разрабатывать, показали их структуру и желаемое наполнение. Сейчас в институтах идёт творческий процесс наполнения этой оболочки соответствующей информацией об институте, о конкретной образовательной программе (какие особенности и преимущества она даёт, если абитуриент будет учиться у нас). Главная задача какая? Показать внешнему миру наш уровень образовательной деятельности, чтобы человек, прочитавший материалы, сказал: да, я пойду учиться именно в СФУ, а не в какой-то другой вуз, который готовит специалистов по той же образовательной программе.

— Какова на сегодняшний день ситуация с образовательными стандартами?

— Большая часть их утверждена, они выставлены на сайте Минобрнауки РФ. Чем отличается стандарт второго поколения от третьего? Тем, что многие специальности объединены в направления подготовки бакалавров. Допустим, вместо 10 специальностей стандартов второго поколения теперь будет одно направление бакалавров. Вместо 10 программ разрабатывается одна, но с учётом определённого количества профилей в этом бакалавриате. Остался и специалитет, но здесь сложная ситуация в том плане, что утверждены министерством пока только четыре стандарта, поэтому более чем 17 программ подготовки специалистов СФУ приходится разрабатывать самостоятельно.

— Одновременно должны были быть разработаны примерные основные образовательные программы (ПООП)…

— Создание ПООП поручено базовым вузам — разработчикам соответствующего ФГОС ВПО. Сегодня мы имеем очень малое количество ПООП. Впрочем, этот вид программ носит рекомендательный характер.

Время конечно поджимает, но люди активно работают. Мы договорились, что будем выставлять рабочие программы дисциплин пока в виде аннотаций. Рабочая программа дисциплины — это серьёзная авторская работа, объёмом примерно 20-25 страниц, аннотация же занимает всего полторы-две страницы, но она даёт чёткое представление о преподаваемой дисциплине. Такие допущения мы сделали, чтобы ускорить процесс.

— Все ли институты успели представить необходимую документацию ко времени «ч»?

— У нас нет другого выхода — сроки установило Минобрнауки РФ, и мы обязаны их выполнять .

— А что касается разработки собственных стандартов СФУ?

— Пока не определён их статус в рамках государства. Будут ли они нашими внутренними или их надо утверждать в министерстве? Методологически мы готовы такие стандарты создавать, и уже прошло несколько совещаний с руководителями институтов, где мы обсуждали эти вопросы. В случае необходимости мы в достаточно краткие сроки можем представить стандарты по ряду программ.

— Какие ещё проблемы в связи с предстоящим переходом на новые стандарты поднимали в ходе обсуждения представители институтов?

— Много дискутировали вокруг вопроса унификации: не всех устраивает то, что предложил учебно-методический департамент. Мы настаивали на высшем уровне унификации по университету. Предложена унификация базовых дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов. Унификация внутри институтов — это дело институтов.

Другая проблема. У нас есть образовательные программы, которые одновременно реализуют разные институты. Например, транспортные, экономические и другие направления. Им предстоит создать единую образовательную программу и согласовать ее между собой, этот процесс проходит не всегда гладко. Работают, спорят, согласовывают…

Были замечания по представляемой форме учебного плана. Договорились, что планы можно представлять в двух формах.

— Александр Юрьевич, может быть зря Минобрнауки форсирует переход к новым стандартам?

— Мы не можем подвергать сомнению установку министерства. Набор 2011 года планируется провести по стандартам третьего поколения, а для этого должна быть подготовлена образовательная методическая база. Приёмная кампания уже фактически началась. Абитуриенты не всегда понимают, что такое ГОС ВПО–2 или ФГОС ВПО, и мы должны дать им представление, что, допустим, в данное конкретное направление включено пять прежних специальностей. И поступающие в СФУ должны понять, что в этом направлении их будут готовить по одной образовательной программе бакалавра с соответствующими профилями. И это вещи, которые нужно им сейчас разъяснить.

— Допустим, в феврале на сайтах всех вузов появились основные образовательные программы. Что дальше?..

— Дальше — процесс совершенствования, развития программ, причём, процесс бесконечный. Важно ведь не просто документ создать, а создать саму систему качественного образования в соответствии с разработанной ООП. Будем формировать более детальные учебные планы. До июня 2011 года должны внедрить систему автоматизированного управления учебным процессом; и главный вопрос — современное кадровое, материальное и методическое обеспечение тех образовательных программ, которые будут заявлены. Работы ещё очень много.

Вера КИРИЧЕНКО