Гвардейцы президента

Илья РАССКАЗОВ, магистрант в области оптической физики и квантовой электроники (ИИФиРЭ), стал лауреатом Президентской стипендии и в очередной раз своим примером доказал, что заниматься наукой и учиться можно и нужно, получая удовольствие.

Президентская стипендия — это же большое достижение?

Конечно! Нас девять человек магистров, четверо подали заявки на Правительственную и Президентскую стипендии. Двое из нас выиграли — я президентскую, а мой товарищ — правительственную. Президентская стипендия считается немного более престижной, но по большому счёту и та, и другая говорят о многом.

Что было самым сложным на этом пути?

Основная сложность только в том, чтобы проставить печати и подписи. Я учусь в Политехе, а все документы и печати собирал на «горе». На это уходил весь день. Так что появилась такая вот проблема после объединения — очень уж университет у нас стал большой... Но в остальном сложностей не было. Научной работой мы занимаемся со второго курса. Так что учиться и заниматься наукой — это у нас в крови, а вот бумажки собирать…

А научные руководители подталкивают студентов к участию во всяких конкурсах?

Да, у нас тёплые отношения с кафедрой и преподавателями. Мне в «контакте» пишет инженер, мол, вот конкурс, давай подавай. Смотрю, какие документы, мне помогают собрать нужные справки. Без проблем. Это же и институту престижно, и руководителям, и нам хорошо.

Ты с первого курса, наверное, был отличником?

Я получил красный диплом бакалавра. За всё время у меня было три четвёрки итоговых. Когда поступал, думал — лишь бы не отчислили: инженерно-физический факультет сложный всё-таки. Но учёба пошла… А вообще, я отличником был ещё со школы. Тут недавно вспоминал, получается, что я с третьего класса участвовал в олимпиадах по математике, физике потом. Ну, и на факультет шёл уже осознанно. Я записался на подготовку к ЕГЭ, которую вели преподаватели моей кафедры. Физику вела замдекана, а математику — завкафедрой. Посмотрел, что за люди, понравилось, и точно решил для себя — поступать буду только сюда.

Каков размер Президентской стипендии?

2200 рублей в течение года каждый месяц. То есть главное в ней — только престиж. Но если учитывать, что это добавка к основной стипендии, то получается более-менее.

С 1 сентября 2010 г. на 2010/2011 учебный год стипендия Президента РФ назначена также: Светлане КУЗНЕЦОВОЙ (ЮИ), Виталию КОРЕНЧУКУ (ИСИ), Олесе КОЛМАКОВОЙ (ИФБиБТ), Надежде МЕДЯНЦЕВОЙ (ГИ).

А куда податься лауреату Президентской стипендии после учёбы?

Я ещё буду в аспирантуру поступать.

Прикипел к родному вузу?

Конечно! В СФУ стало больше возможностей и перспектив — людям, занимающимся наукой, это заметно. Я был недавно в Томске на Международном форуме молодых учёных. Там все в курсе, что есть СФУ, возлагают на Красноярск большие надежды, с уважением относятся.

Но теперь, когда учёба уже почти за спиной, можно оценить её плюсы и минусы. Что скажешь о балльно-рейтинговой системе?

Я в КГТУ учился уже по балльной системе. Мне она помогла. Ты ходишь на ленты — и уже за это тебе бонус на экзамене.

Преподаватели гибко подходили к этому вопросу?

Кто как, конечно. Были и очень строгие. Получил ноль баллов за контрольную, тебе их и поставят. Или пропустил по болезни, а тебе не дают переписать — ставят ноль, и на экзамене больше «тройки» не жди.

А какой предмет больше всего впечатлений оставил?

Самый любимый предмет — матан. КУЗОВАТОВ Игорь Анатольевич — мой любимый преподаватель. Два года он нас мучил своим предметом. Но очень хорошо знает своё дело. Всегда читал без шпаргалок, давал такие вещи, которые до сих пор помогают в учёбе и работе.
А вообще о студенческой жизни какие воспоминания останутся?

Мы недавно вспоминали с ребятами как раз студенческую жизнь. Как выступали на конкурсах со своей группой «Фарфоровый дождь». За это, кстати, спасибо рок-клубу СФУ и лично Ксюше ЕФРЕМОВОЙ. Мы и репетировали, и записались на базе рок-клуба, и в сборник «У-Рок» вошли. Ещё помню у нас было задание по CorelDraw что-то сделать на пластмассе. Я выгравировал лазером фотографию... Хотя с материальной базой, конечно, до сих пор есть некоторые проблемы. Если хочешь пойти на электронный микроскоп, что-то снять, то нужно записываться чуть ли не за месяц. Моему одногруппнику нужно было снять спектр структуры. Грубо говоря, снять, как проходит свет через кристалл. И ему нужно было через каждые десять градусов снимать прохождение света. Он посчитал, что минимум 36 положений. Это вытекало в такие проблемы, что он решил не связываться вовсе. Я сам ставил эксперимент. Потратил два месяца на то, чтобы согласовать с нашими внутренними инстанциями свою работу. А вот к нам периодически приезжает в гости Владимир ШАЛАЕВ, профессор Массачусетского технологического института, но закончил наш вуз. Ведущий нанотехнолог мира. Так он рассказывает, что такие работы, которые у нас практически невозможно сделать, ему лаборант делает за пару часов и выдаёт результат.

Но ведь Москва тоже не сразу строилась.

Да, я думаю, что все эти проблемы решатся. Тем более что свою кафедру мне есть за что благодарить. Хорошие люди там работают. Это далеко не у всех так. Многие боятся зайти в деканат, а я лично в свой деканат хожу с удовольствием. Если отношения с преподавателями тёплые, то и учиться приятней и легче. Странно, если кто-то этого не понимает.

Юрий ПУШКАРЁВ

Похожие материалы