ДВЕ КОНФЕРЕНЦИИ
О высоком и земном

29 апреля 2007 года на факультете искусствоведения и культурологии ИЕиГН прошли две научные конференции. Пятая Всероссийская: научно-методическая конференция «Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика» и студенческая научная конференция «Актуальные проблемы анализа художественного текста».

Первая часть конференции с выступлениями преподавателей была посвящена необычной теме — пониманию того, что есть факультет сегодня и того, куда ему развиваться дальше. Из выступления декана Н. П. Копцевой студенты с точностью до копейки (т.к. не остался в стороне и финансовый вопрос) узнали все подробности деятельности факультета.

Доклады других преподавателей также были актуальны: кто такой искусствовед, зачем и чему его учить, чтобы потом не было вопросов, где и как ему работать. Не оставили в стороне и новую систему двухуровневого образования: В. И. Жуковский и Н. Н. Пименова представили модели бакалавра и магистра искусствоведения, обладающих равным количеством знаний, но по-разному применяющих их в жизни. М. М. Миркес, Ю. С. Безгодова и А.В . Кистова отвечали на вопрос: как интереснее всего учить взаимодействию с произведениями искусства студентов всего университета. Доклад о ценностных ориентирах студентов искусствоведов в учебе и в жизни представляла М. В. Тарасова. По результатам тестирования ни один студент не был замечен в стремлении к материальным благам: учеба — не ради будущей работы, учеба — ради обретения мировоззрения.

Вторая часть конференции — конкурс исследовательских талантов среди студентов.
Второй курс открыл конференцию исследованиями религиозных текстов. В этом году получился синтетичный блок, посвященный восточным религиям. Возможно, потому восточные религии так актуальны, что там героическое стремление человека к достижению просветления сродни образу студента факультета искусствоведения, стремящегося пройти все этапы образования и стать профессионалом.

Факт для истории: 2007 год стал первым годом, когда студенты специальности реклама выступили на конференции. Они смело проанализировали антитеррористическую социальную рекламу и символику родного факультета.

Третьекурсники искусствоведы в течение года занимались философскими текстами: от академических философов (таких как Плотин) до «неформальных» мыслителей (Антонен Арто, Василий Кандинский). Доклад, посвященный Арто, назывался «Театр жестокости» и уже одним своим названием зацепил внимание слушателей, а потом заставил долго интересоваться натуралистическими деталями: как же все-таки выражается жестокость в философии этого драматурга.

И, наконец, «ожидаемым десертом», по выражению В. И. Жуковского, ведущего последней части конференции, стали доклады 4 курса о произведениях искусства.

Анализ картины мастера классицизма Ж. Л. Давида позволил наглядно проследить, как порой всеобщее становится важнее личного. Возможным оказалось и раскрытие того, в чем же состоит магическая прелесть девушки на лошади в картине «Всадница» К. П. Брюллова. «Союз земли и воды» П. П. Рубенса нам представили как произведение, полное недосказанности и провоцирующее на поиск неочевидных ответов. В творчестве П. Гогена заинтересовала картина «Желтый Христос». Ещё пара конференций — и можно будет выпустить целую монографию студенческого анализа картин Гогена. Первое место почти единогласно отдали Ю. Сорокиной, которая доказала, что портрет королевской семьи Ф. Гойи далеко не исчерпывается историческими подробностями правления Карла VI. Завершил конференцию доклад о божественной избранности русской земли, которая очевидна на картине «Святая Русь» М. В. Нестерова.

Соб. инф.