Философия и современность

Цель изучения философии в вузе состоит в повышении общей культуры будущего специалиста. Можно говорить и о формировании в процессе образования философской культуры личности, под которой понимается овладение определенным кругом философских знаний и умение применять эти знания в повседневной, профессиональной и общественной деятельности.

Каким образом изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности? Это возможно осуществить через решение ряда задач. Назовем лишь некоторые из них: формирование самобытной личности; расширение сознания; формирование способности критического мышления.

Участие студентов в научно-исследовательской работе, проведение философских диспутов, научных конференций подтверждает тезис: овладение философской культурой — вполне реальная задача.
Ярким примером вышесказанному является научная студенческая конференция «Философия и современность», прошедшая в Политехническом институте в рамках Дней науки. Организатором конференции выступает в течение нескольких десятков лет кафедра философии. Среди участников были студенты, преподаватели, аспиранты.

«Закаленная» в научных баталиях студентка экономического факультета Татьяна Еремина (она принимала участие в работе международной научной студенческой конференции в Новосибирске) представила доклад, посвященный творчеству Сократа, великого философа древней Греции. Татьяну и ее научного руководителя проф. Г. Н. Романюк буквально засыпали вопросами о том, чему учил Сократ, в чем современность этого древнегреческого мыслителя, почему он является основоположником этического рационализма, подчеркивали актуальность единства образа мыслей и действий Сократа, говорили о важности и необходимости следования этому принципу политических лидеров, попытались разобраться и в такой проблеме, как нравственность и власть.

Интерес студентов понятен: главная тема в философии Сократа — это человек, его нравственные принципы. Сократ завещал: «исследуй», «размышляй», что близко и понятно студенческой молодежи, т.к. соответствует их умонастроениям, потребности разобраться во времени и в себе.
Разговор о ценностях, идеалах продолжился при обсуждении доклада «Динамика ценностных ориентаций современной российской молодежи» (студентка автотранспортного факультета Дина Захарова, научный руководитель — доцент Н. А. Бороноева). Большой интерес вызвали вопросы: возможны ли «общечеловеческие», «вечные» ценности, какие ценности необходимо воспитывать в подрастающем поколении, какова роль в этом процессе философии, можно ли говорить о «потерянном поколении» и т.д.

После доклада «Великие философы и технический прогресс» (студентка механико-технологического факультета Юлия Василевич, научный руководитель — доцент М. П. Яценко) студенты дискутировали о связи философии и техники, социальных последствиях технического прогресса, деградации человеческой личности, а главное — что дает философия современному инженеру.

В результате обсуждения все пришли к единому мнению: философия в техническом вузе должна быть обязательно — она, в отличие от конкретных, технических наук, обогащает не только знаниями, но и учит размышлять, формирует мировоззрение, воспитывает культуру логического мышления, способствует формированию самосознания, личностных качеств.

Много споров вызвало утверждение студента факультета нефти, газа и технологических машин А. Егорова (научный руководитель — доцент Е. Ф. Мороз), что альтруизм — признак слабости человека. Такой вывод он сделал после доклада «Учение Ницше о «сверхчеловеке».

Хочется отметить доклад «Любовь и супружество, тождество и различие» Мадины Умахановой, студентки факультета информатики и процессов управления (научный руководитель — доцент В. И. Иванов). Сама тема была воспринята неоднозначно: одни считали, что эта проблема не для студенческой аудитории, другие, напротив, яростно ее защищали. Разговор получился интересный, автор достойно отвечала на «каверзные» вопросы, большинство присутствующих согласились с тем, что по сути — это проблема духовности или ее отсутствия.

Подводя итоги, хочется сказать всем, кто делает первые шаги в науке: 1) в науке нет путей, усыпанных розами; 2) наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десять новых (Бернард Шоу); 3) «Если путь твой к познанию мира ведет, как бы ни был он долог и труден, — вперед!» (Фирдоуси).


Галина РОМАНЮК, профессор
кафедры философии ПИ СФУ

Фото Л. А. Шостак