Кино для нас

15 марта в «Доме кино» прошёл показ документальной ленты «Мученики-исповедники»

В 1994 году на Красноярской киностудии этот фильм создала Ирина Зайцева. Картина рассказывает о борьбе большевиков против представителей духовенства.

«Мученики-исповедники» имеет специфическую визуальную эстетику. Картина снята в чёрно-серых тонах. Это, а также треск проектора позади (как оказалось, занять место на последнем ряду — удача) создавали очень своеобразное настроение и впечатление.

Большая часть ленты — это закадровый текст на фоне картин с прихожанами возле храмов и свидетельства выживших в травле верующих людей. Убедительные рассказы отметали необходимость в какой-либо документальной хронике: описываемые голосом события вставали перед глазами, как происходящие здесь и сейчас, со всеми их страданиями и болью.

Несмотря на официальный статус документальной картины, «Мученики-исповедники», скорее, работа журналистская, публицистическая. В эту категорию ленту отсылают наличествующие в ней символы (например, руины храма, говорящие о состоянии веры в русской душе), отсутствие хроники, ряд интервью, а также чёткие рабочая и опорные идеи. Фильм повествует не столько о факте истории, сколько о том, что он означает и чему мы должны научиться.

Когда вновь включили свет, оказалось, что большой зал заполнен зрителями почти целиком: пришли все опоздавшие. К микрофону вышла режиссёр и коротко поделилась мыслями о картине. Прокомментировал фильм и один из его героев — священник Геннадий Фаст. В ходе этого разговора были затронуты несколько важнейших тем, в том числе вопросы канонизации, покаяния и страдания как блага.

Картина «Мученики-исповедники», как уже говорилось, создана в Красноярске, где, как принято считать, нет кинематографа. Об одной из причин этого говорила Зайцева, рассказывая сложную историю фильма. Все проблемы были связаны с формальными затруднениями, вызванными чиновниками, которые предъявляли создателям ленты странные претензии. Например, о том, что «в фильме много жестокости». Но жестокость эта — не прихоть создателей, а жизненная реалия… Похоже, отсутствие в Сибири своего кино — это проблема не дефицита талантов, а, скорее, наличия возможностей и открытых дорог.

Артём ЕГОРОВ

Похожие материалы