Стресс-тест для убеждений

Молодые учёные, специалисты отдела беспилотных авиационных систем студенческого конструкторского бюро Института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ Иван МАКАРОВ, Егор КРЫЛОВ, Никита БОЕВ, Алексей ПОПКОВ и Пётр ШАРШАВИН приняли участие в работе Х юбилейного международного авиационно-космического салона МАКС-2011. В Жуковском, на аэродроме центральной испытательной базы страны — Летно-исследовательского института им. М.М. Громова — они представили беспилотник «Дельта». Несколько вопросов по поводу — инициатору проекта аспиранту кафедры радиолокации и радионавигации Ивану Макарову.

— Почему именно МАКС? Потому что это круто — в смысле перспективности и самореализации?

— В 2009 году сбылась мечта детства: со вторым автором проекта Егором Крыловым мы по собственной инициативе попали на эту выставку в качестве зрителей. Впервые в таком масштабе удалось воочию оценить уровень отечественной техники. Тогда-то и сказали себе, что на МАКС приедем со своей техникой. И приехали в первую очередь не потому, что это круто, а потому что это мероприятие №1 в России для нашей тематики: направляя своё развитие, нужно оглядывать всю картину целиком.

— То есть вы легко вписались в масштабность МАКСа. Были какие-то особые ощущения?

— Когда круглый год «варишься в собственном соку», а тут за несколько часов получаешь такой объём информации о самом новом и совершенном, поверьте, непросто сохранить оптимизм, тем более, равняясь на лидеров. Позже всё встаёт на свои места, но первые ощущения — это как стресс-тест для собственных убеждений.

— Вы встречались с конкурентами — есть чувство превосходства и в чём? Или вы всё-таки сподвижники и единомышленники, окрылённые одной идеей?

— Тематика БПЛА стремительно развивается в России и по всему миру, конкуренция тут довольно жёсткая. Стоит сказать, что конкуренты — это не группа разработчиков с начальным результатом, а уже состоятельные компании (или части компаний), чаще всего с готовым продуктом. От большинства наш подход к разработке БПЛА отличает то, что мы решаем задачу комплексно: отказались от основных готовых и простых решений на рынке в пользу своих специализированных — более надёжных и совершенных. В частности, сервопривод рулей летательного аппарата мы сделали целиком свой, это позволяет на другом уровне обеспечивать надёжность. Наш коллектив достаточно мобилен: к выставке успели за 1,5 месяца сделать специализированный планшетный компьютер управления БПЛА для работы в жёстких условиях и при ярком солнце; у обычных мониторов не хватает яркости, а готовые решения стоят в разы больше нашего. Несмотря на факт конкуренции, большинство коллег общались довольно открыто и с интересом отнеслись к нашим достижениям. Одно утверждение в данном случае будет бесспорно точным: тематика БПЛА, очень яркая и интересная, притягивает специалистов, в первую очередь идейных.

— МАКС для вашей группы — событие этапное, после которого можно почивать на лаврах...

— Можно сказать, что это определённого рода достижение в наших условиях, но в первую очередь оно все-таки рекламное:) Мы заявляем о своих амбициях и приходим не с пустыми руками. МАКС, как и другие выставки, часть большой и методичной работы по развитию и продвижению наших разработок. Мы осознали своё положение на глобальном поле — а тут эффект уже обратный «почиванию на лаврах»: нужно работать на технический и коммерческий результат с удвоенным упорством и вниманием.

— О студенческом конструкторском бюро: есть у него базовый, скажем так, элемент? Какие планы?

— Говоря об отделе Беспилотных авиационных систем СКБ, можно сказать, что его базовый элемент — это мы, разработчики в трёх ключевых для БПЛА областях: конструкция, управление, радиосвязь. Все, кто задействован в работе, — люди, увлечённые с самого детства.

На данный момент ведём разработку платформы БПЛА взлётной массой до 40-50 кг для задач аэрогеофизики. Работаем над созданием конструкции летательного аппарата, системы электропитания, радиоканала, интеграции с полезной нагрузкой. Вкладываем значительные усилия в развитие собственной материальной базы.

Выставка помогла оценить реальную стадию готовности нашего продукта и добавила уверенности. Для обкатки процесса — по формированию «портфеля заказов» — начнём с услуг уже в ближайшее время. Коммерческую работу на базе комплекса, а именно аэрофотосъёмку, будем стараться вести не собственными силами, а работая с партнёрами. Наше дело — это надёжная и востребованная техника, а её применение — инструмент специалистов и компаний из других областей.

— За эти годы — от начала до МАКСа ваш БПЛА сильно изменился?

— Если отсчитывать от самого первого летающего результата, полученного в студенчестве, то технически изменилось всё, кроме задачи. Начинали, работая с Егором вдвоём, а сейчас коллектив состоит из 20 человек: студентов, аспирантов и молодых специалистов. Именно командная работа позволяет разрабатывать технику не самым доступным образом, а оптимальным с научной точки зрения. Мы выбрали этот путь, он, по нашему мнению, приведёт к достойному и востребованному результату.

Любовь ГАБЕРБУШ

Похожие материалы