От мотивации – к действию

Илья у озера перед Техническим университетом в Эйндховене

Илья у озера перед Техническим университетом в Эйндховене

Нынешним летом аспирант Института горного дела, геологии и геотехнологии Илья БЕЛОЗЁРОВ принял участие в работе международного симпозиума Linear Drives for Industry Applications (LDIA), который проводится раз в два года. На этот раз тема многофазных линейных приводов обсуждалась в Технологическом университете г. Эйндховен (Нидерланды).

— Поездка в Нидерланды напрямую связана с темой моей диссертации, — рассказывает Илья. — Вначале с моим научным руководителем Андреем Викторовичем БРАЖНИКОВЫМ хотели малого: опубликовать статью в зарубежном издании. Но когда пришло положительное решение на публикацию, а вместе с ним приглашение на симпозиум, тут уж другого варианта просто не видел: вплотную взялся за английский, на котором и доклад прочитал, и на вопросы ответил; всё — сенкью вери мач...

— Решил — сделал. Это в вашем характере?

— Да, чего бы это ни стоило. А стоило, кстати, не только усилий, волнений, но личных финансовых затрат (мне была оказана лишь разовая материальная помощь от аспирантского отдела — 8 тыс. руб). Но такое уж моё жизненное кредо: поставил цель — добивайся. Без цели жизнь бессмысленна.

— Однако мотивация может быть разная...

— Но обязательно с формулой: «Я способен на большее». Первый раз я так сказал себе, когда закончил профессиональный лицей № 52. С дипломом техника-электрика можно было строить соответствующие планы на будущее, но я чувствовал, что это только первый шаг к чему-то более значимому. Мои друзья учились на горном факультете, и в общении с ними у меня сложилось впечатление, что горнодобывающая отрасль — это может быть очень интересно, а профессия механика там к тому же — высокооплачиваемая и престижная. И я поступил в ИГДГиГ на специальность «Горные машины и оборудование».

Первая профессия органично скорректировала дальнейшие, уже научные, интересы: вначале в рамках НИРС, а теперь уже в диссертации, которая в настоящее время завершена процентов на 85. Тема «Многофазные асинхронные инверторные электроприводы с фазно-полюсным управлением» — достаточно новая как в науке, так и в производстве, поэтому её перспективы несомненны.

— Поездка в Голландию это подтвердила?

— В Голландии я увидел лишнее доказательство тому, что у нас в России мало этим занимаются, проще продолжать эксплуатировать то, что давно опробовано. Решение моей задачи как раз покажет, что разработанные нами методы управления электроприводами имеют намного больше плюсов и преимуществ перед классическими, которые сейчас применяются в горнодобывающей отрасли. Во всяком случае надёжность, обеспечивающая безопасность работ, значительно выше; элементарный пример — подъёмные установки на шахтах.

— А практики уже проявляют к этому интерес?

— Сейчас мы создаём экспериментальную установку, с помощью которой можно будет получить реальные результаты тестовых испытаний. И вот как только мы их получим, тогда можно будет думать о непосредственном контакте с промышленниками. А вообще, пока работаешь над темой, постоянно думаешь о том, где это может найти применение.

Дошло даже до медицинской отрасли: наш метод управления позволяет получить крайневысокочастотные (так называемые КВЧ) электромагнитные излучения, превышающие те, что есть сегодня.

На изобретения же только в этом году мы оформили четвёртый патент. Первым защитили многофазный инверторный электропривод с фазно-полюсным управлением. Затем разработали способ электромагнитного перемешивания жидкого металла. Последний патент — Ш-образный ротор с короткозамкнутой системой обмоток для многофазных приводов с фазно-полюсным управлением.

— То есть полным ходом идёт формирование реальной интеллектуальной собственности?

— На самом деле патенты — это всего лишь формальность. Можно, конечно, повесить на стенку и любоваться, но важнее увидеть своё детище в реальном производстве. Я думаю, это ещё впереди, и третий год в аспирантуре станет временем грантовых возможностей. Во всяком случае, хорошо представляю, где можно — и нужно — внедрять наши разработки.

— И последнее: чему учит преподаватель Илья Романович Белозёров своих студентов?

— Веду дисциплины «Гидромеханика», «Гидравлика» и «Стационарные машины» на 3-4 курсах. Студенты к этому времени уже достаточно зрелые люди, которые делают свой выбор. И когда они спрашивают, какие качества предпочтительны для ухода в науку, отвечаю просто: упорство. Ведь решение научной проблемы приходит в голову не сразу, иногда вообще его не видишь; но вот когда его получишь — это истинная награда для научного работника. И второе: стремление к самосовершенствованию, интерес к своему научному направлению.

Любовь ГАБЕРБУШ

Только факты

>> В феврале 2010 г. на профессиональном конкурсе производителей высокотехнологичной отечественной продукции, ежегодно проводимом Российской академией естествознания (РАЕ), два инновационных проекта в области многофазных асинхронных инверторных электромеханических систем, одним из соавторов которых является И.Р. Белозёров, получили Национальные сертификаты качества в номинации «Новые технологии».

>> Соавтор одного из 50 лучших российских и зарубежных проектов, представленных на стартап-секции Первого Российского Инновационного Конвента (Москва, декабрь 2008 г.).

>> Инновационный проект «Разработка рабочих органов и механизма управления режимами бурения технологических скважин буровыми станками» в рамках федеральной целевой программы получил грант на заключение соответствующего государственного контракта (№ П232 от 23 апреля 2010 г.). И.Р. Белозёров — в числе авторов проекта.

>> Два доклада — «Inverter-Fed Multiphase AC Linear Motors under Non-Traditional Control» и «Energy Efficiency Invariance Laws Acting in the Field of Multiphase Inverter-Fed AC Linear Motors» (соавтором которых является И.Р. Белозёров) — включены в программу 21-й Международной конференции по системам магнитной левитации и линейным приводам MAGLEV‘2011, которая будет проходить с 10 по 13 октября 2011 г. в Южной Корее.

>> На сегодняшний день результаты научных исследований И.Р. Белозёрова опубликованы в 34 статьях (три —
на английском языке).

Средняя оценка: 4.5 (проголосовало: 10)