Летний концентрат

Не многие сотрудники нашего университета потратили весь свой летний отпуск не на отдых, а на обучение, повышение квалификации и исследовательскую деятельность, притом международную. А вот Анна Валентиновна НЕМИРОВСКАЯ, доцент кафедры социологии Института педагогики, психологии и социологии СФУ, кандидат социологических и кандидат филологических наук — в июле-августе стала участником трёх международных летних школ, да ещё и Второго молодёжного международного экономического форума. Итак — подробности. По порядку.

Молодёжный международный форум (YIEF) в Санкт-Петербурге проходил 15-17 июня в рамках «большого» экономического форума. Слоган молодёжного форума — Breaking Down Walls, рабочий язык — английский. Форум призван содействовать созданию нового имиджа России — сильной, открытой, инновационной страны. Площадка форума собрала молодых активных лидеров: и успешных бизнесменов, и перспективных учёных, — тех, кто измеряет успех не только прибылью, но и ценностью для общества, кто готов предлагать нестандартные решения, обладает практическим глобальным мышлением, включен в сети сотрудничества, владеет навыками межкультурной коммуникации.

В Колчестере

В Колчестере

В этом году было подано свыше 800 заявок на участие в ММЭФ от молодых людей в возрасте до 30 лет. Конкурсный отбор прошли 100 человек — 50 участников из России, а 50 из 30 государств мира, таких как США, Великобритания, Китай, Индия, Индонезия, Австралия, Бразилия, стран Европы и других. Интеллектуальная работа и дискуссии на форуме были организованы в виде мозговых штурмов. Пять лучших проектов (и первым из них стал проект команды, в которой работала А. Немировская, — Values 2.0. Drivers for change) были презентованы жителям Санкт-Петербурга — в полночь на набережной Невы, на дорожном полотне разведённого Дворцового моста.

Поездка на международную летнюю школу по анализу данных в социальных науках университета Эссекса (Великобритания) состоялась 9-23 июля. Она стала возможной благодаря Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ (ЛСИИ). С декабря 2010 г. Анна Немировская является ассоциированным сотрудником этой лаборатории, где выполняет исследовательский проект «Социальная толерантность при неблагоприятных условиях жизни» на базе данных Всемирного исследования ценностей (http://worldvaluessurvey.org/). Эта летняя школа — самая крупная в Европе, с более чем 60 курсами по современным количественным и качественным методам анализа данных в социальных науках. Школа знаменита и составом лекторов — здесь преподают настоящие «звёзды» статистики, социологии, психологии, авторы всемирноизвестных учебников по методам анализа данных.

Анна Валентиновна прошла обучение по курсам «Применение регрессионного анализа» и «Математика для исследователей в социальных науках». В качестве эмпирической базы для регрессионного анализа на занятиях использовались результаты исследований из различных областей науки: социологии, психологии, медицины, маркетинга, политологии. Доктор Джереми МАЙЛС, автор курса по применению регрессионного анализа, настоятельно советовал всем участникам прочитать статью Филиппа ШРОДТА «Семь смертных грехов современного количественного политического анализа», где в яркой и доступной форме излагаются основные проблемы и ошибки в количественном анализе, и также предлагаются пути их преодоления. Несомненно, эта рекомендация будет полезна и всем студентам и аспирантам в области социальных наук, читающим сейчас эту страничку.

Университет Эссекса

Университет Эссекса

В летней школе университета Эссекса всем слушателям была предоставлена возможность работать в компьютерных лабораториях, пользоваться ресурсами библиотеки, получать консультации преподавателей, знакомиться с презентациями и ридерами курсов. При этом в университете установлено самое разнообразное специализированное лицензионное обеспечение для анализа данных — и особенно слушатели из российских вузов, где крайне редко закупаются подобные программы, оценили уникальную возможность провести анализ данных по своим проектам и получить консультации ведущих специалистов.

Поездки на подобные школы обогащают не только профессионально, но и культурно. Так, университет Эссекса находится рядом с городом Колчестер, первым городом в Великобритании, каждая пядь земли в этих местах хранит в себе многовековую историю древних племён, войн, побед и поражений, становления английского государства. Здесь находилось древнейшее римское поселение в Британии, храм римского императора Клавдия (40-50-е гг. н.э.), сохранившийся до наших времён только в виде фрагментов великолепных мозаик, обломков стен крепости и скульптур. Сегодня в Колчестере можно посетить и замок, построенный в 11 веке на месте храма Клавдия, и первый в Англии августинианский монастырь, основанный в 12 веке, и множество музеев и исторических выставок. Как шутят местные жители, в каждом дворе, в каждом саду можно найти археологические сокровища.

В августе А. Немировская оказалась на Шестой международной летней школе «Двадцать лет после распада СССР: причины, следствия, и тенденции», организованной университетом Темпл (Филадельфия, США) при поддержке фонда Карнеги. Проходила она на Украине, в Крыму — в бывшем имении Великого князя Дмитрия Романова в Кичкине. В школе приняли участие кандидаты наук из различных областей социального знания: политологи, социологи, историки, экономисты, специалисты по международным отношениям, журналисты. Содержательная программа школы была разработана Владиславом ЗУБОКОМ, профессором истории университета Темпл, автором книг A Failed Empire: The Soviet Union in the Cold War from Stalin to Gorbachev (New Cold War History) и многих других. Являясь одним из ведущих специалистов по холодной войне, он в настоящее время занимается проблемами распада Советского Союза и формирования постсоветской идентичности. Преподавателями школы стали видные специалисты по истории, международным отношениям и экономической истории: Неймарк НОРМАН (Стэнфордский университет), Аркадий МОШЕС (Хельсинский институт международной политики), Филипп ХЭНСОН (Чатэм-хаус, Лондон), Генри ХЕЙЛ (директор Института европейских, российских и евразийских исследований, университет Джорджа Вашингтона, Вашингтон), Ричард САКВА (глава центра по международной политике, Университет Кент; сотрудник Чатэм-хаус).

Летняя школа в Кичкине

Летняя школа в Кичкине

Очень интересной и важной для участников школы стала работа над групповым проектом — разработка учебного курса для студентов по постсоветской тематике. Вскоре после прибытия в Кичкин и знакомства были сформированы несколько «междисциплинарных» команд по 4 человека. В сущности, речь идёт о ретрансляции в учебный процесс материалов и дискуссий школы, о черновике для будущих лекций и спецкурсов. В последний день семинара проходили презентации проектов.

Группа, в которой работала Анна, презентовала учебный курс «Постсоветские общества: системы, процессы, режимы», призванный сформировать у студентов представление о множественной логике политических, экономических и социальных процессов на постсоветском пространстве.

Его основными принципами были провозглашены: «Нет единой парадигмы: мультипарадигмальный взгляд», «Нет единственно верного подхода и унифицированного инструментария исследования» и «Нет одной географической точки анализа». Группа также предложила три проблемных вопроса для обсуждения в начале изучения курса: «Provocation 1: Распад СССР: величайшая геополитическая катастрофа современности или…?», «Provocation 2: Советское наследие, советское наследство или советская наследственность?» и «Provocation 3: Траектории и динамика самостоятельного развития (постсоветские государства в зеркале международных политических и социально-экономических рейтингов)». Проект заслужил высокие оценки международного профессорского жюри летней школы.

Международная летняя школа «Multilevel Analysis in Comparative Studies», организованная Высшей школой экономики в г. Пушкин (22 августа — 3 сентября), была посвящена методологии проведения количественных сравнительных исследований: многоуровневым моделям. Две недели школы пролетели как один день, настолько насыщенной была работа — лекции чередовались с практическими занятиями, каждый день несколько участников представляли свои собственные исследовательские проекты на основе данных Всемирного исследования ценностей, вечерами все пытались применить изученные методы анализа, консультации профессоров продолжались до глубокой ночи. Допоздна фойе гостиницы было просто «оккупировано» группами людей с ноутбуками, блокнотами и озадаченными лицами. В рамках школы свои курсы прочитали известные социологи. Профессор Кристиан ВЕЙЦЕЛЬ, вице-президент World Values Survey Association, познакомил участников с обширными возможностями базы данных Всемирного исследования ценностей для изучения кросс-культурных различий и культурных изменений в мире, построением индексов разных типов, прикладным статистическим анализом.

Профессор Германн ДЮЛМЕР из университета Кёльна совершил настоящий педагогический подвиг: он не только мастерски и досконально преподал многоуровневый анализ в HLM, но и был готов объяснять каждому любой вопрос даже во внеучебное время, включая вечерний отдых, завтрак, ужин и перерывы на обед. Лекции и семинары Эдуарда ПОНАРИНА, руководителя ЛССИ, были посвящены статистическому анализу в бесплатном пакете для исследователей (wwwr-project.org), который позволяет преодолеть многие ограничения широко применяемого социологами SPSS. Летняя школа завершилась лекцией научного руководителя ЛССИ, одного из самых известных социологов и политологов в мире — Рональда ИНГЛХАРТА, организатора и президента World Values Survey Association, который рассказал о возможностях обновлённой теории модернизации и междисциплинарном подходе в изучении социального благополучия и социально-политических изменений.

Ярким и позитивным впечатлениям от школы способствовал и состав участников, и интересные новые факты и знания, и то, что всё происходило в историческом месте, в Царском Селе, где участники жили и обучались в здании бывшей Дачи Кочубея. Такая обстановка просто обязывает совершать научные открытия или, на первых порах, находить нетривиальные закономерности в социологии.

Соб. инф.
Средняя оценка: 4.1 (проголосовало: 12)