Владимир Кирко: «Север – это наше Сколково!»

В предыдущих номерах мы уже писали о том, что Сибирский федеральный университет постепенно приобретает статус научного центра по изучению и решению проблем Крайнего Севера. Cегодня вокруг СФУ объединяются представители власти, науки, бизнеса и общественности, чтобы совместными усилиями поддержать северные народы в их нелёгкой борьбе за существование. Серию тематических семинаров, посвящённых развитию отдалённых территорий Красноярского края, открыл 3 ноября Владимир Кирко, директор Научно-технического центра инновационных технологий СФУ.

— Наша задача — собрать специалистов разных институтов Сибирского федерального университета и разных вузов Красноярского края для обсуждения проблем Севера. В минувшем году мы впервые за 40 лет вывезли в северные районы около 40 студентов, магистрантов, аспирантов СФУ и КГАУ. И каковы же были их первые впечатления: женщина 23 лет, живущая в чуме и воспитывающая пятерых детей, школа-интернат, где вместо полагающихся 170 воспитанников обучается 370, из-за чего детям приходится спать по двое; деревни без дорог и Интернета, кладбище возле источника питьевой воды.

Наконец-то бедственное положение Севера стало очевидно не только для учёных, но и для начинающих специалистов. Север — это наше Сколково, и чтобы изменить ситуацию, нам необходимо привлекать фундаментальную науку и выстраивать диалог между представителями различных специальностей.

С докладом о текущем состоянии северных территорий выступил заведующий отделом Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Николай ШИШАЦКИЙ. По его словам, российский Север, который занимает 8% всех северных территорий мира, сегодня является самым индустриализованным, производя около 2/3 всей северной продукции. Несмотря на то, что Север, по сути, является сырьевым донором России (на каждый вложенный рубль государственный бюджет получает три рубля, что в два раза больше, чем в среднем по стране), с начала двадцать первого века отдельные представители власти взяли на вооружение разрушительную концепцию западных исследователей Ф. Хилл и К. Гэдди. Согласно их теории, получившей название «Северное проклятье» (или по-другому «Сибирское проклятье»), каждый градус холода снижает ВВП страны на 1%. Таким образом, отдельные города, расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке, были признаны убыточными для российского бюджета, а проживающие там люди — «лишними».

Хотя теория бруклинских исследователей нашла отклик в среде чиновников, заинтересованных в сворачивании северных программ, новосибирские экономисты полностью разгромили идеи Хилл и Гэдди, признав их антинаучными. Критике, в первую очередь, подвергся сам принцип построения концепции, основанный на одном-единственном показателе — температурном режиме. Известно, что охлаждение экономически более затратное, чем нагревание. Кроме того, питьевая вода — и та дорожает быстрее, чем тепло. Однако доводы сибиряков остались без внимания. Козырем американских учёных стал пример Канады, где 90% всех жителей расселилось на южной территории страны, что значительно уменьшило государственные затраты на отопительные программы. Вдохновлённые Западом российские чиновники с 90-х годов стали резко сокращать расходы на поддержание и развитие Севера, в результате чего за двадцать лет эти места покинуло более двух миллионов человек. В настоящее время миграционный отток из одного только Красноярского края составляет 6-8 тысяч человек в год.

Но холод — не единственная климатическая особенность российского Севера. Например, Восточная Сибирь уникальна тем, что обладает самым высоким уровнем континентальности, то есть удалённости от морей и океанов (близкая к нам величина есть только в одной из провинций Китая).

Такое положение увеличивает транспортные издержки, побуждая расчётливых экономистов использовать Сибирь лишь как сырьевой придаток.

По словам Шишацкого, единственная возможность сохранить и упрочить Север — это осваивать и обживать его при мощной государственной поддержке и активном государственном предпринимательстве.

Прошедший семинар — начало системной дискуссии по обсуждению перспектив возрождения Севера Красноярского края. На ближайших встречах будут представлены разработки студентов Инженерно-строительного института СФУ по созданию северных деревень нового поколения, возможности использования ветродизельной энергетики в условиях мерзлоты, социокультурная модель развития Севера, а также пойдёт речь о механизмах воплощения всех этих идей в жизнь.

Соб. инф.

Похожие материалы