Норникель-классы: строим связи

«Как вы думаете, может предприятие — крупнейший производитель никеля в крае — обойтись без квалифицированных профессионалов? В Норильске созданы все условия для работы в горно-металлургической компании, а грамотных бульдозеристов не хватает. Менеджеров, юристов — сколько угодно. А хороших металлургов и инженеров патологически мало», — Андрей Владимирович ЛУЧЕНКОВ, заместитель проректора по учебной работе, делится мыслями, не ожидая ответа. Потому что вопрос риторический. Единственный верный ответ: нужно менять ситуацию. Скорее.

«Самый результативный путь к формированию профессиональных кадров давно известен: начинать лучше со школы. Руководствуясь этой логикой, компания «Роснефть», заинтересованная в освоении Ванкорского нефтяного месторождения, ввела совместно с нашим университетом практику «Роснефть-классов». Начиная с десятого класса, школьники Красноярска и других городов края проходят профориентированное обучение, приобщаются к ценностям и особому духу добывающей отрасли. Затем продолжают обучение в Институте нефти и газа и в 90% случаев устраиваются на работу в «Ванкорнефть». Эта схема уже отработана, она хорошо себя зарекомендовала, — объясняет Андрей Владимирович. — Поэтому, видимо, представители «Норникеля» обратились адресно в СФУ, чтобы выстроить подобную цепочку с поправкой на собственные реалии.

Норильчане сами вышли на руководство вуза, они знают: мы умеем выстраивать партнёрство между школами и производственными предприятиями, выступать посредниками и в то же время — одним из звеньев процесса. В конечном счёте, именно Институт цветных металлов и материаловедения и Институт горного дела, геологии и геотехнологии СФУ обучают специалистов, востребованных в металлургической отрасли Красноярского края и России в целом.

На сегодняшний день уже открыто пять специальных «Норникель-классов» (в школах Зеленогорска, Шарыпова, Минусинска, Железногорска и Дубинино) и один профориентационный кабинет в посёлке Емельяново».

На вопрос, что получает от «тройственного союза» ГМК «Норникель», А.В. Лученков отвечает: «Самое очевидное — мы совместно со школьными преподавателями готовим специалистов, и не просто тех, «что с дипломом», а обладающих компетенциями, которые требует предприятие-заказчик. Людей мотивированных, не стремящихся сбежать на материк сломя голову, как это происходит с норильчанами в последнее время. Их, увы, даже высокие зарплаты не держат за Полярным кругом. А нужно вернуть северную романтику, объяснить, что лучше быть частью крепкого профессионального сообщества, если угодно — особой касты горняков-металлургов, работать по специальности и заниматься тем, чему тебя учили со школы, чем торговать «сникерсами» в Красноярске. Таких «бизнесменов» вузы выпускают достаточно, пора с этим заканчивать и работать векторно, уменьшая «кадровый голод» промышленности края. Тем более что партнёры из «Норникеля» заявили о намерении увеличить штат компании на 8000 человек. Кто их обучит и подготовит лучше, чем СФУ? У кого ещё такой опыт и возможности?».

Школы, в которых базируются «Норникель-классы», получили аудитории, укомплектованные наглядными материалами от «Норникеля»: появились стенды, видеофильмы, брошюры, планируется оборудование интерактивными досками, проекторами. «Это нужно для погружения в атмосферу, — комментирует Андрей Владимирович. — Понятно, что профильными предметами, которым учителя классов «Норникеля» будут уделять особое внимание, станут физика, химия, математика.

Но кроме того мы с вами говорим ещё и о корпоративной этике. О профессиональной гордости, которая может возникнуть, только если школьник видит мощь предприятия, на которое пойдёт работать, перспективы, которые перед ним открываются. И в том числе — денежные перспективы, почему нет? Это мощный стимул.

Кстати, сейчас разрабатывается схема, которая позволит преподавателям Сибирского федерального университета работать с «норникелевскими» старшеклассниками не только традиционными методами (ездить в города края с установочными лекциями), но и проводить интерактивное тестирование, анкетирование, олимпиады. Вот вам и ещё одна нить сотрудничества».

Ответ на главный мой вопрос — какие выгоды и преимущества приобретёт от зарождающегося проекта родной университет — Андрей Владимирович «раскладывает по полочкам» с завидной логикой. «Первое — у нас будут абитуриенты. Не секрет, что последствия демографического спада пагубно отражаются на вузах. А мы приготовим себе первокурсников со школьной скамьи. И не просто тех, кто знает законы Ньютона, а тех, кто, возможно, происходит из «потомственных» горняков-металлургов (таким ребятам отдаётся приоритет, когда набираются «Норникель-классы»). Эти товарищи придут учиться, не ожидая лёгкой жизни. И это будут не временщики, работающие вахтовым методом. Так работают наши студенты на практике уже сейчас. Я надеюсь, что удастся воспитать постоянные кадры, которые отправятся на проживание в Норильск. Город большой, инфраструктура — достаточная. Нельзя его бросать. Это будет стратегическая потеря. Опять же, поступить в вуз — полдела. Нужно ещё и учиться. Я уверен, ребятам, проучившимся 10-11 класс по профилю, есть что терять. Элементарно жалко своих знаний. То есть сессии они будут сдавать исправно.

Второе — мы подтвердим свой статус вуза, дающего качественное образование. Третье — усовершенствуем механизм сотрудничества с крупным бизнесом сибирского региона. Возможно, это приведёт к нам других значимых партнёров».

О том, что сегодня представляет из себя ГМК «Норильский никель», школьников будут информировать на особых мероприятиях — больших встречах представителей компании, вуза, студентов и собственно учащихся «Норникель-классов». Первый съезд такого рода прошёл в минувшие выходные. Более 130 школьников, в частности, побывали на третьей площадке СФУ — на экскурсии в корпусах и лабораториях.

«А ещё 10-20 лучших учеников планируется вывозить в Норильск, — информирует меня А.В. Лученков. — Закончил четверть с отличием — езжай на «живое» производство, в цеха. Смотри, впитывай, слушай экскурсовода. Ищи своё место в этой жизни. Когда такие ребята вернутся в свои города — они уже будут проводниками новой идеологии, понимаете? А ещё планируем привозить «норникельских» школьников пару раз в год в Красноярск — показывать им лаборатории ИЦМиМ СФУ. Чтобы видели, на какой базе они будут учиться профессии, когда поступят в вуз».

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы