День философии

Третий четверг ноября в очередной раз пробудил в душах философов по всему миру праздничное настроение. «Философский новый год», «братство философов», «гражданство мира» и прочие эпитеты — всё это применимо к празднуемому уже девятый год по решению ЮНЕСКО (или по давнему замыслу «мирового духа») всемирному Дню философии.

Конечно, с другими профессиональными днями ему не тягаться — философов неизмеримо меньше, чем учителей, полисменов или автомобилистов (а в этом году 17 ноября наш профессиональный праздник ещё и оказался в тени Международного дня студентов).

С другой стороны, тем лучше — это как семейное торжество в кругу друзей: что незаметно извне, при взгляде изнутри живёт жизнью яркой и полной.

Так это произошло и в Сибирском федеральном университете. Памятуя о сакраментальном — «Вначале было Слово» — открылся праздник «Обращением к собравшимся», в котором философский гуру (И.Н. Круглова) прокомментировал герменевтические аспекты взаимодействия «философского познания» и «дурацкого колпака» Деда Мороза, что, в свою очередь, стало «темой с вариациями» на протяжении всего действа. Праздничная теургия включила в себя трёхчастный (в лучших диалектических традициях) перфоманс: 1) театрализованный пролог «О пользе знаний в культурном прогрессе человечества»; 2) философский брейн-ринг и 3) посвящение в студенты-философы неофитов, то бишь первокурсников. Итак, занавес!

Выступление студентов четвёртого курса ещё раз напомнило всем присутствующим, с чего всё начиналось… Стук барабанов, шум ветра и древний человек, впервые остановившийся посмотреть на звёздное небо, задуматься о конечности своего бытия, о вопросе, куда он идёт, а главное — зачем? Четыре пророка древних философских традиций (Африка, Индия, Китай и Япония) поведали космологические начала происхождения сущего, и древний человек научился пользоваться светом разума, постигать бытие и углублять знание о нём…

Преодоление препятствий по дороге в

Преодоление препятствий по дороге в "философский рай"

Действие тем временем перешло к демонстрации интеллектуального потенциала собственных сил факультета, или ко второй части, то есть к брейн-рингу. Известно, что философия — слишком серьёзное дело, чтобы ею можно было заниматься без улыбки; именно это и предстояло показать участникам игры. На соревнование вышли команды: «Отпрыски Спинозы», «Команда им. Ф. Энгельса» и «Трансценденталисты». В результате упорной борьбы, изобиловавшей проявлениями эрудиции, меткими и остроумными высказываниями (напр., «Если правит Дао, то не правит Мао») и всем комплексом хорошего умопостигаемо-иронического снаряжения, отпрыски голландского пантеиста одержали победу. Пользу же в виде интеллектуальной разминки и хорошего настроения получили все присутствующие, в том числе жюри.

"Клянусь..."

Посвящение начинающих философов состояло из пяти ступеней и закончилось настоящей инициацией — принесением философской клятвы. Впрочем, клятву взяли и с тех, кто собирается защищать диссертации, дабы бремя суеты не поглотило их решимости. Торжественную тональность теургии сменило лирическое отступление, по результатам которого можно смело заявить: если и нет (пока!) у философского факультета собственного гимна, зато имеется чудный философский романс «Я спросил у Ясперса…» (И. Качай).

Согласно жанру, на этом праздник не закончился! На выходе из «зала созерцаний» всех приобщённых ждал праздничный пирог с чаем, сдобренный крылатыми выражениями классиков философии (присутствовали: Бэкон, Декарт и дельфийский оракул). Для закрепления эффекта карнавальности, разряжающего атмосферу строгой ноуменальности, торт пришёлся очень кстати!

Естественно, из одних веселушек День философии состоять не мог. Как в любом хорошем разговоре — есть время пошутить, а есть время и пару мгновений помолчать, слушая потревоженное движением мысли бытие. Интеллектуально-творческая составляющая праздника старалась быть органичной, результаты же каждый участвовавший мог оценить сам.

От всех наших умов и сердец благодарим героев дня и организаторов праздника — студентов четвёртого курса: О. Наумова, Г. Тананыкину, Д. Убиенных, В. Тетерева, А. Бровкину, О. Глушенкову, Л. Новикову, К. Коврижных, М. Трегубову, Е. Задорожную, а также их помощников — студентов А. Иванову, М. Шамсудинову, Р. Круглова, Е. Валиулина, ст. преподавателя Е.Н. Кузь-мину, и.о. «Мировой Души» в структуре философского бытия Т.В. Гаврилину. Спасибо, друзья!

А. САМАРИН, аспирант 2-го года обучения

Похожие материалы