Творческий или креативный?
Автор Илья КАЧАЙ

Творчество — одно из самых удивительных и загадочных явлений на Земле. Однако сегодня мы всё чаще слышим: «креативные люди», «креативные идеи», «креативные индустрии». Есть ли в нашей жизни место творчеству или теперь в моде креатив? И есть ли разница между творческим человеком и тем, кого мы называем креативным?

Действительно, сегодня в цене креативные люди. Люди, способные сгенерировать кучу идей за минимум времени, люди, которые могут найти выход из любой затруднительной ситуации, люди, выдающие на гора миллион неординарных решений. Это люди рекламы, бизнеса и маркетинга, это люди, которые, в большинстве своём, зарабатывают деньги.

Согласитесь, очень сложно назвать Достоевского креативной личностью, равно как невозможно представить себе бизнесмена-творца! Творчество — это спонтанный, бессознательный процесс, основанный на интуиции, фантазии, воображении; это процесс, который не предполагает указаний начальника, постоянной спешки и тяги к деньгам, и только к деньгам.

Творческий человек — это внутренне свободный человек, в котором постоянно живёт вдохновение и яркие вспышки озарения. А креативным можно назвать, например, того, кто сможет придумать самый оригинальный рекламный слоган, чтобы не быть съеденным конкурентами и заодно начальником. Какая же тут свобода?

Креативному человеку не знакомы сладкие муки творчества. Он должен работать. Он начинает «креативить» в десять утра и заканчивает ровно в 18:00 — и ни минутой позже. Творчество неподвластно времени, оно — внутри человека. А креативность — снаружи и проявляется только тогда, когда это необходимо.

Но креативность замечательна другим. Не секрет, что мы живём в постоянном информационном пресыщении, в мире с высокими скоростями, в мире постоянных изменений. В таких условиях очень трудно сконцентрировать внимание на чём-то одном и принять правильное решение. Вот тут и спешит на помощь умение «креативить». Но «креативить» — всё же не творить.

Ведь креативный человек всегда имеет перед собой заранее обозначенную цель, чёткое понимание средств достижения этой цели; он предвидит продукт своей деятельности. Творческий же человек всегда нацелен на создание чего-то уникального, и он никогда не знает, что в итоге получится. А зачем креативному человеку создавать новое, если и так хорошо платят? К тому же всегда можно использовать то, что сотворили другие…

К сожалению, массовая популяризация того, что мы называем «креативом», весьма ощутимо ударяет по истинному пониманию творчества. Ведь креативность — это работа без свободы, без правды и без удовольствия. Поэтому ни креативность, ни инновации, ни модернизация никогда не заменят творчества, благодаря которому только и можно быть самим собой и не зависеть ни от времени, ни от денег, ни от креативных людей.